Ниточка с иголочкой

LeonidВот скажите мне, есть ли ещё один праздник, так строго ориентированный по гендерному признаку? Возможно, в какой-нибудь экзотической стране, и есть, не знаю. В России – точно нет. Конечно, чисто условно таким праздником можно назвать и 23 февраля. Условно День защитника отечества можно считать мужским днём. Но, повторю, чисто условно. А куда девать тех мужчин, которые не имели, не имеют и не будут иметь отношения к защите страны от агрессора? А кем считать множество женщин, наоборот, имеющих к этому отношение? Вот и получается, что праздника, исключительно для мужского населения страны у нас нет. Нет у нас мужского дня!

Совсем не то с днём женским. Разбуди любого среди ночи и спроси, что такое 8 марта. Не ответит только немой, глухой или вдрызг пьяный. Да и тот, если поймёт вопрос, попытается что-то промычать. 8 марта – сугубо женский день. Но откуда он взялся? Откуда это пошло? С чего всё начиналось?

А начиналось всё это 8 марта 1857 года, когда в Нью-Йорке собрались на манифестацию работницы швейных и обувных фабрик. Они требовали 10-часовой рабочий день, светлые и сухие рабочие помещения, равную с мужчинами заработную плату. В этот день во многих городах, не только в Нью-Йорк, сотни женщин вышли на демонстрацию, требуя представления им избирательного права. Но всё это было бессистемно, без учёта определённых дат. Назрела необходимость – вышли. Захотели – попраздновали какую-то солидарность с кем-то. Не захотели – не попраздновали. Тем более, не было тогда у женщин никаких прав. А хотелось!

Впервые учредить специальный женский день предложила Клара Цеткин на Международной конференции женщин социалисток в Копенгагене, в 1910 году. Не могла пламенная, но педантичная душа не ввести в любое дело строгую систему. В принципе, борьбу за равноправие можно было вести невзирая на календарь, но немецкий характер не терпит расхлябанности и спонтанности. Всему – своё время. Вот так и был введён единый день голосования, простите, протеста. И, надо сказать, что одними из первых на призыв пламенной Клары откликнулись проститутки. Но это – так, для справки, потому что именно Клара Цеткин и Роза Люксембург были первыми, кто возвысил голос за их права!

Надо сказать, что у идейных «борчих» за женские права слово не расходилось с делом. Права для женщин, значит права во всём! Клара Цеткин (урождённая Айсснер)  после смерти мужа, эмигранта из Одессы, вышла замуж за 18-летнего художника Георга Цунделя. Новый муж был ровно в два раза младше новобрачной.

Роза Люксембург  пять лет с удовольствием жила с сыном своей же подруги, Костей Цеткин. Ему было 22, ей – всё те же 36. Ну что ж, эмансипация, значит эмансипация во всём! Ведь никому и в голову не придёт осуждать мужчину за то, что он женился на молоденькой. Так почему женщине нельзя это делать?! Эх, недаром ведь появляются такие анекдотичные объявления: «Меняю жену сорока лет на две по двадцать. Четырёх десятилетних – не предлагать!».

Однако достаточно перемывать кости основательницам всеобщего женского праздника. Хотя, справедливости ради, следует заметить, что Клара с Розой были всё-таки не совсем оригинальны в стремлении установить этот день.

У евреев существует свой праздник — Пурим, который по лунному календарю ежегодно выпадает на разные дни марта. В это день женщины-воительницы отважной и мудрой царицы Эсфирь, хитростью спасли иудеев от уничтожения в 480 году до н.э., правда, ценой жизни десятков тысяч персов. Нет, это не совсем подходит под понимание всемирного женского праздника. Некоторые пытались напрямую связать Пурим с идеей праздника 8 Марта, но тщетно. Нет, не могла пламенная революционерка привязать день борьбы европейских феминисток к иудейскому религиозному празднику.

А вот это – уже ближе. Особый женский день существовал в Римской Империи. Свободно рождённые замужние римлянки (матроны) надевали лучшие наряды, украшали голову и одежды цветами и ходили помолиться в храмы богини Весты. А мужья этот день одаривали их дорогими подарками, окружали заботой и терпеливо сносили капризы. Даже бесправные рабыни получали подарки от своих хозяев и даже на весь день освобождались от работы. Ничего не напоминает?

В России впервые Международный женский день отмечался в 1913 году в Петербурге. В прошении на имя градоначальника было заявлено об организации «…научного утра по женскому вопросу». Власти дали разрешение и 2 марта 1913 года в здании Калашниковской хлебной биржи на Полтавской улице собралось полторы тысяч человек. Капля в море, да ещё и не 8 марта. Ну, тут уж не до капризов. На какую дату дали разрешение, тогда и собрались.

Вообще, нужно отметить весьма своеобразную роль женщин в новой истории России. В феврале 1917 года женщины провели в Петрограде массовую демонстрацию под лозунгами «Хлеба!» и «Мира!». Кое-где в шествие вкраплялись лозунги «Долой самодержавие!», но в массе своей демонстрация была довольно аполитичной и, в общем-то, проводилась с житейскими целями. Так или иначе, но именно с этой женской демонстрации и начиналась февральская революция, и всего через четыре дня Николай II уже отрёкся от престола.

Ирония судьбы состоит в том, что эта массовая демонстрация была проведена … 23 февраля. Конечно, в начале 1917 года никто не мог и предположить, что именно этот день станет условно мужским праздником. Но ещё большая ирония – именно 23 февраля по старому, юлианскому календарю соответствует 8 марта по новому, григорианскому, принятому в 1918 году.

Как видите, даже в календарях, волей-неволей, но женский праздник связан с мужским как ниточка с иголочкой. Конечно же, это произошло не намеренно, без определённого замысла, сама судьба распорядилась так, что праздники приходятся на один и тот же день. С учётом разницы между календарями, конечно. Так что связь эта — астрономическая, можно даже сказать, свыше.

Теперь же женщинам не нужно кому-то что-то доказывать. Теперь не нужно выходить на демонстрации, чтобы быть равными мужчинам. Женщина во всём равна мужчине, зачастую даже слишком. Какое может быть равенство в тяжёлом физическом труде? А посмотрите, сколько женщин возится вдоль железных дорог, посмотрите, сколько их занято на дорожных работах. А сколько у дворничих в наших городах?! Вот, глядя на них, бедолаг, и думается: «За что боролись, на то и напоролись!». Жаль, очень жаль, что юридическое равенство обернулось вот такими анекдотами:

Женщина копает колодец. Муж сидит рядом и курит. Сосед, проходя мимо, говорит:
— Петь, взялся бы сам, покопал!
— Ты что, вдруг война, а я уставший.

Такое равенство нам нужно? Нет! Так пусть женщина будет женщиной всегда, не только 8 марта. Но и мужик пусть будет мужиком тоже всегда, а не только 8 марта. Если окружать своих женщин вниманием и заботой всегда, а не единственный день в году, то и не нужно будет с таким ужасом ожидать этого единственного женского дня. Даже цветы не стоит дарить каждый день, хотя, конечно и не возбраняется. Просто пусть каждый день года будет немножечко восьмым марта. Даже в июле, сентябре или декабре. Постоянно – хоть немного внимания и заботы, и вы увидите, как изменится этот мир. Но чтобы постоянно и без перерывов. И не демонстративно, не напоказ. Это несложно, мужики, вы быстро привыкнете.

Вот и хочется пожелать всем нашим авторам (или авторшам, как правильнее?) и читательницам, чтобы рядом с ними были такие привычные к заботе о вас мужчины. Милые наши женщины, будьте всегда здоровы, красивы, ласковы и терпеливы. И вы увидите, как изменится этот мир.

 

Картинки: relax.com.ua.

 

 

  • Александр Миронов

    Так праздник имеет прогнившие корни, уходящие глубоко в загнивающею Америку и запад, ай как не красиво получается-)

  • сергей

    Мы для женщин и так на все готовы, так что есть женский день — и пусть остается. Мужики себе праздники тоже часто устраивают, им официального разрешения на это не надо.

  • Анна Пяткина

    Хорошо, что все-таки этот праздник сейчас отмечают и придумали еще давно! Так приятно, что не забыли всех женщин! С праздником Вас, слабые половинки, но такие любимые!

  • Олег Михайлин

    Не важно что было и как — сейчас, по-моему, это праздник любви и уважения к прекрасной половине, чтобы она оставалась такой же прекрасной! А то, что политическо-экономическая подоплека исчезла, так даже хорошо — без этого в жизни слишком много ее.