Саквояж — аэропорт — Рига, или Эффект бумеранга
В Риге на прошлой неделе произошло событие, на первый взгляд, ничем не примечательное. На протяжении всех постсоветских лет антагонизм по отношению ко всему русскому был скорее нормой и правилом хорошего тона, чем событием из ряда вон выходящим. Итак, у депутата Сейма Иманта Парадниекса случилась очередная вспышка русофобии. Оказывается, в самом центре столицы он обнаружил кафе с запретным названием «Ленинград». «Кощунственным» было не только название, но и шрифт. «Что это за коммунистическая отрыжка на кириллице в свободной Латвии, на углу улиц Райня и Валдемара?» — негодует представитель Национального объединения, известного своей крайне праворадикальной позицией. По тревоге был поднят Центр национального языка. Нарушение закона или, как сказали бы на Украине, «зрада»! Срочно наказать Рижскую стройуправу, давшую разрешение на размещение кафе! А ещё лучше – снести, растоптать, уничтожить!
По закону жанра, тут же на улицы должны были выйти латышские «патриоты», ну, и далее — по накатанному сценарию. Но ничего подобного не произошло. Напротив, в Twitter, где был первоначально опубликован гневный пост, на автора обрушился шквал негодующих комментариев, причём на родном латышском языке. Оказывается, кафе с «незаконным» названием существует уже 8 лет и является пристанищем латышской интеллигенции: художников, писателей, композиторов. И вот те самые представители творческих профессий, которые совсем недавно шельмовали русскоязычное население, с азартом уничтожали любые памятники, связанные с русской историей и культурой, грудью встали на защиту русского «Ленинграда». Что же случилось? 25 лет они не замечали ни притеснения русских, ни дискриминацию по национальному признаку, гордясь своей принадлежностью к титульной нации, и вдруг — такая неожиданная реакция. Да просто мир за последние месяцы разительно стал меняться, и латыши на собственной шкуре смогли ощутить все «прелести» положения людей второго сорта. Что ж, эффект бумеранга никто не отменял.
Отрезвляющим душем стало отношение местного населения к латышам, живущим в Великобритании, после Brexit. Среди восточноевропейских мигрантов выходцы из Латвии составляют самую многочисленную диаспору. После распада Советского Союза страна настолько обнищала, что потянулись коренные жители в другие края искать себе лучшей жизни. Но, привыкнув за четверть века чувствовать себя эдакими представителями высшей расы, настоящими европейцами, надеялись на равное отношение к себе. Если до Brexit была ещё хоть какая-то видимость равноправия, то теперь все изменилось. И латвийские СМИ поднимают шумиху о негуманном, недемократичном, неевропейском отношении к представителям своей нации в Соединённом Королевстве. Так, национальный канал LNT рассказывает: «Открытый расизм, ксенофобия и вражда после референдума стали в Великобритании обычным ежедневным явлением на улицах, рабочих местах, в общественном транспорте и ресторанах. Даже в школах приезжим советуют собирать вещи и уезжать». Выражает свою «озабоченность» и МИД Латвии и собирается проводить переговоры с Великобританией по защите прав соотечественников.
«Обеспокоенность» проявил и посол Латвии в Великобритании Андрис Тейкманис. Как это так, доктора отказываются лечить латышей! Не понаслышке знает руководитель бюро переводов и консультаций Лайма Бренцс о «жутких случаях проявления ксенофобии». К ней не раз обращались с вопросом, собрала ли она уже сумку. Теперь уже латыши слышат: «Убирайтесь из нашей страны!». Теперь их не пускают в транспорт и выгоняют детей с игровых площадок. Почему-то латышка возмущается, когда узнала, что детям в школе сказали: «Валите отсюда, идите собирать сумки, все равно вас скоро депортируют». Со слезами на глазах жительница Спалдинга рассказывает свою историю: «Когда пришла к врачу за результатами анализов и заключением, у меня спросили, из какой я страны. После чего врач вернул мне бумаги и попросил выйти из кабинета, потому что это место — только для граждан Англии!» И таких случаев с каждым днём становится все больше.
Сегодня латыши апеллируют к европейским ценностям, демократическим свободам, к толерантности, в конце концов. Так почему же в своей стране они с таким остервенением попирали эти самые ценности по отношению к русским? Почему в своей стране они забывали о толерантности, но твердо верят в незыблемость этого принципа в Англии?
А теперь вернёмся к истории с «незаконным» кафе. Стоит ли надеяться, что латвийская интеллигенция вдруг воспылала любовью к городу на Неве или стране-соседу? Отнюдь. Просто наступает похмелье после неонацистского опьянения: в отношении бриттов к восточноевропейским мигрантам, как в зеркале, латыши увидели себя. А ведь, как в народе говорится, «на зеркало неча пенять, коли рожа крива».
Источник: regnum.ru, politikus.ru, facebook.com, baltnews.lv. Картинки: forum.awd.ru, politikus.ru.