Ворон ворону глаз не выклюет

Joyful applauseРуководителям компаний, подконтрольных государству, разрешили не раскрывать доходы. Как сообщает «Коммерсант», соответствующее постановление подписал премьер-министр Дмитрий Медведев. Документ пересматривает список тех, кто обязан раскрывать в СМИ информацию о доходах в соответствии с постановлениями №613 от 22 июля 2013 года и №1405 от 18 декабря 2014 года: из него исключаются топ-менеджеры 23 подконтрольных государству ОАО и члены их семей.

В минувшем декабре вышло правительственное постановление, которое можно было трактовать как однозначное указание руководителям «РЖД», «Роснефти», «Газпрома» и ряда других госкомпаний публиковать сведения о своих доходах в интернете (эту трактовку кабинет министров не опровергал). Однако в итоге в правительстве сочли, что требование нарушает коммерческую тайну.

Оно-то и правильно! К чему нам с вами знать, кому, что и по какой цене продано? Или у кого, что, и по какой цене куплено? И уж, тем более, кто, сколько получает, и помещается ли их зарплата в бумажник, или для этого нужен уже портфель? Коммерческая тайна! И вообще, во многих знаниях многие печали. Прознает народишко чёрный про зарплату боярскую, а там, глядишь и до протестов площадных дойдёт. Вон, у соседей-то, тоже с протестов всё начиналось.

Первого декабря прошедшего года на российских телеканалах прошёл сюжет о том, что на боевое дежурство заступил Национальный центр обороны. Журналисты были допущены к съёмкам святая святых обороны страны. По словам военных, по охвату и масштабу вопросов Национальный центр обороны можно сравнить только со ставкой Верховного главнокомандования во время Великой Отечественной войны. Только работать он будет и в мирное время круглосуточно и без выходных. Но, видно, даже стратегические секреты страны – мелочь, по сравнению с тайной заработной платы топ-менеджеров, можно сказать, государствообразующих компаний. Тем более, компании эти – монополисты, уж слишком многое в государстве от них зависит. Прозрачность и монополия – вещи несовместные, как гений и злодейство.

Похоже, битва бульдогов под ковром (премьер-министра и монополистических олигархов) продолжалась не один месяц, и с переменным успехом. Дело доходило до ультиматумов. Владимир Иванович Якунин даже шантажировал правительство тем, что уйдёт в отставку, если его заставят раскрыть свои доходы. А скрывать есть что. Например, годовой должностной оклад размером в 343 млн рублей (162,5 тысяч в час). Это, конечно, не считая побочных доходов от фирм и фирмочек, аффилированных с РЖД, различных «дочек» компании, её же внучек, племянниц и т.д. Вокруг ОАО РЖД создано немало параллельных, перпендикулярных и прочей геометрии фирм, приносящих очень дополнительный доход верхушке общероссийской железнодорожной компании. Неудивительно, что тарифы на железнодорожные билеты сравнимы с авиационными, а для комфортабельных вагонов и поездов – и выше. Тем не менее, зарплата довольно скромная.

У Игоря Ивановича Сечина дело обстоит повеселее. Поскольку его годовой оклад составляет  1,118 млрд рублей (562,5 тысяч в час). Это-то и понятно, выручка за экспорт нефти приносит весьма внушительную сумму, даже в масштабах государства. Вот только одна закавыка есть в работе Сечина – долги компании. Около 1,5 триллионов рублей. Правда, с учётом снижения курса рубля этот долг возрос соответственно. И вот какое странное совпадение: именно такую сумму Игорь Иванович не теряет надежды получить из стабилизационного фонда на инвестиционные проекты. Совпадение многозначительное. Да и инвестиционные проекты состоят, в основном, в покупке пакетов акций других нефтяных компаний, в подгребании их под себя. Вот такие инвестиции.

Что же касается величайшего приватизатора всех времён и народов Анатолия Борисовича Чубайса, то его оклад весьма скромен. В 2013 году он составлял всего 2 млн рублей ежемесячно. Более поздних данных нет. Речь, конечно же, идёт о «голом» окладе, без премий и других выплат. Можно было бы и не придираться к бедному главе Роснано, если бы не убытки корпорации. А за 2013 год они составили немногим более 1 млрд, но уже долларов.

Ну, а рекордсменом по трудовым доходам у нас является Андрей Леонидович Костин, годовой оклад которого составляет 1,739 млрд рублей (823,39 тысяч в час).

Да, конечно, неприлично считать деньги в чужом кармане. Если бы не одно «но». Экономика страны находится, мягко говоря, не в лучшем положении. А откровеннее – государство затягивает пояса. Пока, к сожалению, пояса своих рядовых граждан. Ну, не хотят далеко нерядовые граждане терпеть лишения! Вон, например, в Мурманске области депутаты областной думы категорически отказались понижать себе зарплату, зато нашли другой выход. Взяли и сняли учителям все надбавки: за сложность предмета, за стаж и т.д. Не жили хорошо, и начинать не стоит. Своя, депутатская рубаха ближе к телу, чем одежонка какой-то там учителишки.

Но, повторюсь, дело даже не в размере должностных окладов. Если настолько ценный для страны специалист, то и флаг ему в руки. Главное – пусть народ видит, кто, сколько и за какие успехи. Но уж если вогнал компанию в долги, будь добр и получать соответственно своей работе. Вот только на санкции кивать каждый раз не нужно. Кстати, правительство как раз ими и мотивирует непрозрачность личных доходов топ-менеджмента. Мол, вот снимут санкции, тогда и будем требовать раскрытия доходов, как это и принято во всём мире. А пока у нас свой путь.

Но отчитываться наши «трудяги» всё же будут. Перед премьер-министром. Вот такой, так сказать, междусобойчик. Друзья, хорошие знакомые, друзья хороших знакомых, хорошие знакомые друзей… Все всё знают, все обо всём молчат. «Я знаю, что ты знаешь, что я знаю…». И всё будет чики-пуки и шито-крыто. Каста, истинные хозяева страны.

Вот только президента сюда впутывать не нужно. Он другими делами занят. Он просто всех этих заморочек с зарплатами и не знает вовсе. Чужая, да и своя зарплата его не интересует. Ещё во время декабрьской пресс-конференции так прямо и сказал: «Зарплату Сечина не знаю. Я, если честно, и свою точно не знаю — её приносят, я складываю». Действительно, как-то не тактично спрашивать у кореша, сколько же он получает.

И к разрешению не раскрывать доходы президент отношения тоже не имеет. Пресс-секретарь президента заявил прямо и недвусмысленно, что это – прерогатива правительства и Кремль к этому совсем не причастен. Ну, нет, так и нет. А то, что почти все главы корпораций – старинные друзья-приятели президента, совершенно случайное совпадение. Просто жизнь так повернулась: он стал президентом, а они тут уже и были. Судьба.

Источники: kommersant.ruinterfax.runtv.runovayagazeta.rudp.ru. Картинка: medialeaks.ru

  • Олег Михайлин

    Вообще уже! Пора чиновникам вооюще сетку тарифную назначить с привязкой… к прожиточному минимому, например. А то у нас люди идут в госорганы, чтобы деньги делать. И в принципе нормальное и даже правильное желание, только вот местто не предполагает.

  • Таня Антонюк

    Очень правильное выражение по поводу ворона. Могу сказать только одно, что люди сами виноваты что допустили и допускают подписания таких законов. Мы вроде как все равные должны быть независимо от состояния кошелька. А получается, что это не так.

  • gula11

    Кризис у бедного народа, а не у правительства. А раскрывать свои МИЗЕРНЫЕ зарплаты зачем, только позориться. Пожить бы им на 10 000 в месяц и посмотреть как им будет.

  • Данил

    Как нефтяная промышленность может быть убыточной? Гениально просто! Ух, рожи мафиозные, не долго вам осталось, оккупанты проклятые.