Антимонопольный солипсизм

The idealist philosopherСуществует в философии такое понятие – солипсизм. Точнее, не понятие, а ветвь идеалистического мировоззрения. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона определяет солипсизм как философский термин, обозначающий такую точку зрения, согласно которой несомненна одна реальность моего сознания; существование же помимо моего сознания внешнего мира и других одушевлённых существ подлежит сомнению.

Для неискушённого в вопросах философии читателя поясню более вульгарно. Реального мира вокруг меня нет. Все, что меня окружает – воплощение моих мыслей, моих чувств, моих слов, наконец. То, о чём я не думаю, не говорю – не существует. Если я подумал о том, что цунами в природе не существует, то его и на самом деле нет. Если я сказал, что всё в порядке, то так это и есть. Если я ни о чём не подумал, и ничего не сказал, то вокруг – пустота, тишь, да гладь, да божья (в данном случае – моя) благодать!

Вы спросите, к чему все эти философские изыски? К чему все эти зыбкие и расплывчатые понятия? Минутку терпения, сейчас картинка начнёт приобретать  чёткость.

Дело в том, что периодически у отдельных граждан нашей, да, наверное, не только нашей, страны возникают острые приступы солипсизма. Об одном из них мы уже писали в статье «Прикладная лингвистика». Напомню. Глава города Советск Калининградской области Н. Воищев предложил запретить использовать слово «кризис». «Когда происходит чрезвычайное происшествие, чем больше люди о нем начинают говорить, тем больше оно разрастается. Сейчас мы говорим: «кризис-кризис, все плохо-плохо». Надо вообще убрать слово «кризис». Я не очень уверен, но вообще в кризис надо пересмотреть отношение к жизни, с этого надо начинать. Поэтому давайте уберём это слово из обихода», — сказал Воищев.

Что это, как не солипсизм? Слово не сказано, значит, и явления нет и в помине. Но в этот раз приступ солипсизма проявился не у отдельного человека, а у целой структуры. Точнее, у Тюменского управления Федеральной антимонопольной службы (ФАС).

В целях обуздания роста цен управление ФАС запретило представителям торговых сетей публично говорить о повышении цен. А раз слово о повышении цен не будет сказано, то и самого повышения можно избежать. Глава Тюменского Управления ФАС Игорь Веретенников заявил: «Если мы где-то зафиксируем, что такие поставщики публично, в СМИ, говорят об этом, то будем вынуждены выдавать этим компаниям предостережения. Поэтому в рамках той ситуации, которая сегодня существует, – обвал курса рубля, повышение цен – мы бы хотели предупредить компании, поставщиков, торговые сети, чтобы те ограничили себя в высказываниях по росту цен на продукты питания». И ещё: «Те поставщики, у которых ничего не выросло, просто возьмут и тоже на 10% поднимут, весь рынок поднимет».

То есть, в мировоззрении ФАС существуют только СМИ. Ни телефонов, ни Интернет, ни собственных наблюдений просто-напросто не существует. И если какая-то торговая сеть втихомолку поднимает цены, то, при молчании СМИ, остальные сети останутся в неведении, и никак не отреагируют. То есть в отсутствие громогласных заявлений одной из сетей, в остальных всё останется на прежнем уровне. Это ли не идеализм, это ли не солипсизм – принимать свои представления за реальность? Как назвать иначе то, что созрело в коллективном мозге целого регионального управления?

Но, похоже, что у наших антимонопольщиков проявляется кроме философских идеалистических проблесков, ещё и некоторая степень шизофрении в виде раздвоения личности. Если быть более точным, то не конкретной личности, а политики службы в целом. Судите сами.

Тот же Глава Тюменского Управления ФАС Игорь Веретенников говорит: «В связи с тем, что сейчас непонятная ситуация с курсом рубля, мы приняли решения усилить контроль за ценами на продукты и бензин. … Сегодня есть много желающих воспользоваться ситуацией со снижением курса рубля, с инфляцией и повысить свои цены. Мы считаем, что это недопустимо, особенно в отношении тех компаний, которые занимают доминирующее положение». В случае роста цен на 5% и выше компаниям придется доказывать антимонопольной службе обоснованность своих действий.

Но как это сочетается с тем, что та же ФАС сочла незаконными действия тех же тюменских властей, установивших в декабре прошлого года предельный максимальный размер торговых надбавок на уровне 15% к отпускным и оптовым ценам поставщиков на определённые (социально значимые) виды продуктов питания? Антимонопольная служба направила губернатору области письма с указанием «на необходимость отмены такого постановления».

Простите, но это как расценить, как не двойственность своей же позиции? Или губернатора в своё время просто поставили на место? Что дозволено Юпитеру, не дозволено быку? Или, по-русски, каждый сверчок, знай свой шесток?

Впрочем, всем давно ясно, что ФАС варится в каком-то своём, отличном от всего населения, соку. Ну что ж, политические соображения и логика не всегда уживаются. Даже в одном мозгу, не говоря уже об одном, отдельно взятом регионе.

 

Источники: solipsism.rumaxpark.comfedpress.ruvz.ru. Картинка: infoniac.ru.

 

  • serge

    Забавная история, как можно кому-то запретить что-то говорить, если у нас демократия ,свобода слова и гласность. Так мы скоро вернемся во времена СССР и строжайшей тайны.