Добро пожаловать, предъявите ваши инвестиции

latvia-immigration-vnzh-statistikaЛатвийский парламент в третьем чтении принял поправки к Закону об иммиграции. Правительство осознало, что Россия почему-то не желает пополнить бюджет бывших «прибалтийских братьев» ни на 300, ни даже на 185 миллиардов, а ЕС и Америка перестали с радостью раздавать кредиты странам, которые нагляднее других доказывают свою ненависть к Москве, и начало искать иной источник существования. Только не подумайте, что парламентарии вдруг решили поднимать местную промышленность, доля которой в экономике страны за годы независимости и европейского «благоденствия» с 38% скатилась до 9%. Вспомнили было о традиционном рыболовстве, но поняли, что за время «процветания» успели лишиться и рыболовного флота, а из 22 рыбоперерабатывающих заводов осталось лишь 3. «А почему бы не получать денежки из воздуха?» — задумались парламентарии и уселись сочинять поправки к закону, который однажды уже стал спасательным кругом для рынка недвижимости Латвии. Но, однако, немного истории.

В 2008 году на рынке недвижимости Латвии произошёл коллапс: цены обвалились в 3-4 раза, а всякие риелторские и девелоперские фирмы просто разорились. Во-первых, население за годы независимости сократилось почти на 700 тысяч человек (на 25 %), а во-вторых, у местных жителей просто не оказалось денег на приобретение жилья. В это же время в «загнивающей» России у народа скопилась кое-какая денежка. И придумали латвийцы, как этой денежкой воспользоваться, создали Закон об «инвесторской визе». Схема бартера проста: вы вкладываете средства в нашу недвижимость – мы вам даём временный вид на жительство. Пока на 5 лет, а затем автоматически его продляем. Окрылённые возможностью выезжать в любую страну ЕС без визы и жить там неограниченное время, потянулись в Латвию инвесторы. Скупили всю неликвидную недвижимость на 837,5 миллионов евро (82,4 % от всех сделок в Латвии) и получили вожделенный ВНЖ. Вместе со стоимостью самого ВНЖ (5 тысяч евро на каждого члена семьи) и другими чиновничьими сборами временные переселенцы принесли в страну более 1,5 миллиарда евро – огромная для Латвии сумма.

Латвийские компании, получив денежки, начали быстренько отстраивать новые элитные спальные районы Риги и Юрмалы. Неликвидные квартиры, которые купили «инвесторы», в цене упали до исторического минимума, а их самое скромное содержание возросло до 300-400 евро в месяц. И вот здесь владельцы ВНЖ задались вопросом: а зачем они покупали эту самую недвижимость? В качестве курортной резиденции непрактично – слишком короткое лето в Латвии, 2-3 недели солнышка, а потом дождь или дождь со снегом. Использовать для бизнеса? Или для проживания и работы? Не получится. Работа доступна только тем, кто владеет латышским, даже прекрасный английский не поможет. Да и самой-то работы нет, четверть местного населения разбежалась именно в поисках оной. Остаётся один ответ – для «понтов». До 2014 года только «понты» ещё и согревали сердца владельцев недвижимости: летом на набережной Юрмалы запросто можно было встретить и Примадонну, и Кобзона, и главного есаула российской эстрады и прочих «кивинов-юрмалинов» и даже сделать селфи на фоне знаменитости. Но латвийское правительство, решив, что всякие «для тебя», «без тебя», «с тобой» Стаса Михайлова начали напрочь вытеснять из кабаков жалостные латышские песни о советской оккупации, изгнали российских артистов из Юрмалы – и «понты» закончились.

Парламент Латвии, удачно однажды получив инвестиции из воздуха, решил повторить прибыльную комбинацию. Не будем останавливаться на том, что теперь для получения ВНЖ нужно купить не одну квартирку, а две, причём в самых отдалённых районах, при их этом стоимость должна быть не менее 250 тысяч евро. Это для тех, кто уже является «счастливым обладателем» недвижимости в Латвии не столь важно: продать свои метры, даже за бесценок, они не смогут – латвийцам неликвид не нужен, а «новым инвесторам» нельзя купить из-за низкой стоимости, не дотягивающей до пресловутых 250 тысяч. Да и никакого автоматического продления ВНЖ теперь тоже не будет. Хочешь путешествовать без по ЕС без визы – плати очередные 5 тысяч за следующие 5 лет.

Последняя надежда иностранных инвесторов – Раймонд Вейонис. Именно президенту они отправляют свою челобитную, в которой восторгаются красотами страны и мудростью политиков, рассказывают о той радости, которую доставляет изучение латышского языка и открытие уникальной латышской культуры… И между этими дифирамбами робко просят, убрать хотя бы поправочку о ставшей регулярной госпошлине в размере 5000 евро. И, совсем осмелев, в конце письма намекают, что в цивилизованном мире законы не имеют обратной силы. Но у Латвии есть железные аргументы: во-первых, очень хочется денег; во-вторых, «законы не имеют обратной силы» для латышей, а вовсе не для «иностранных инвесторов»; и в-третьих, если уж Латвия – страна, «где так соблюдаются законы» — подавайте в суд. Может, и ВНЖ лишитесь, как и инвестиций.

 

Источники: tutitam.comrus.delfi.lvpnp.ruspektr.press. Картинка: totmir.com.

  • soveren

    Думаю, в первую очередь, это реакция латышей на волну беженцев с ближнего востока и ужесточение пограничного режима в Европе. Т.е. они, видимо, согласны, чтобы часть беженцев стала гражданами Латвии, но с условием, что это будут не бедные люди.

  • Дмитрий Тихомиров

    Вот так вот, соседей своих «кидать», т.е. Россию. Ничего без нас не могут, только от ненависти своей сгорают.

  • Елена Головина

    Каждый думает о своих выгодах, был спрос на нахождение в стране, вот и воспользовались, пополнили бюджет. Теперь нужно придумать еще какой нибудь конкурс со звездами, чтобы привлечь деньги иностранцев.