Дживан Гаспарян променял часы Сталина на пиво с пирожками
Великий музыкант, легендарный маэстро дудука, олицетворение world music Дживан Гаспарян скончался на 93-м году жизни. В 1988 году он вместе с Питером Гэбриелом записал музыку для «Последнего искушения Христа». После этого события музыка Дживана Гаспаряна была выпущена лейблом Питера Гэбриела Real World. Музыкант объездил Европу, Америку, Азию, участвовал в проектах знаменитых композиторов Ханса Циммера, Майкла Брука, с Брайаном Мэем, Лайонелом Ричи, Борисом Гребенщиковым (вместе с культовой исполнительницей узбекских песен Севарой Назархан. Дживан Гаспарян награжден четырьмя золотыми медалями ЮНЕСКО и наградой «За заслуги перед музыкальным искусством» World Music Expo.
Известия вспоминают большое интервью с ним. Во времена юности Дживана Гаспаряна дудук считался инструментом сапожников, низшего класса. Но это была совсем другая музыка. Дживан Гаспарян исполняет на дудуке самую разную музыку – от народной до современной, классической, джаза и рока.
В 1948 году Дживан играл в самодеятельном ансамбле, приехавшем в Москву на съезд самодеятельности. Ансамбль занял 1 место выступил перед Политбюро в Большом театре. Дживан исполнял соло. Сталин подарил ему часы «Победа». Часы он с тремя друзьями променял на пирожки и по кружке пива на брата. Они были очень голодными.
В конце 80-х Дживан Гаспарян переехал в США: в Армении не было света, газа, ничего. Свет давали на пару часов, когда кто-нибудь умирал. Американцы пригласили сыграть музыку для фильма «Русский дом». Через 40 дней дали гринкарту.
На 80-летие артиста съехались музыканты со всего мира приехали и отыграли бесплатный восьмичасовой концерт.
Злиться мастер не умел: у него был, по собственному признанию, лирический характер. Он любил красивые, добрые слова. Не любил, когда обижают и сам не любил обижать никого. Жил тихо, спокойно. Политикой не занимался и не интересовался, пояснял: не его стиль. Только музыкой. Про Азербайджан говорил: нет плохих наций. Однажды сыграл со знаменитым азербайджанским исполнителем мугамов Алимом Гасымовым. Всю вражду делают политики, политика – плохая вещь, считал Дживан Гаспарян.
а Известия