Фискальные качели летят, летят, летят

АЗС 1 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон N 366-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового Кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Начался нефтегазовый маневр  Минфина и Минэкономразвития.

Налоговый маневр предполагает поэтапное (за три года) снижение вывозных    таможенных пошлин на нефть (в 1,7 раза) и нефтепродукты (в 1,7-5 раз) в  зависимости от их вида. Также повышаются ставки налога на добычу полезных  ископаемых (НДПИ) на нефть (в 1,7 раза) и газовый конденсат (в 6,5 раза).

При этом Центробанк не видит рисков для инфляции от налогового маневра в нефтяной отрасли.

Вот, вкратце, суть очередного, которого уж по счету, налогового маневра. Однако попробуем усомниться в оптимистических прогнозах Центробанка. А для этого просто включим логику и сформулируем несколько постулатов. При этом для простоты и остроты восприятия ситуации, постараемся избежать громоздких чисел.

Итак, постулат первый. При рухнувших мировых ценах на нефть государство недополучает с экспортеров углеводородного сырья и продуктов колоссальную денежку в виде экспортной пошлины. Это предельно ясно даже и ежу.

Постулат второй. Государство не может обирать до нитки нефтегазовые отрасли, допустить их разорения. Тем более, что это отрасли, по сути своей – государствообразующие, в смысле наполнения бюджета.

Постулат третий. Поскольку государство не в состоянии повысить экспортные цены на углеводороды (ну какой же покупатель за нашими рубежами на это согласится, даже не вполне адекватный), ему остается только одна возможность – повернуться лицом к отечественному потребителю.

Постулат четвертый. Как вы думаете, на чьи плечи, точнее на чьи кошельки, в конечном итоге, ляжет увеличение НДПИ? Правильно, на наши с вами. Но что-то мешает нам поверить прогнозам Центробанка об отсутствии рисков для инфляции. Что-то мешает нам поверить в то, что повышение НДПИ будет оплачено из прибылей нефтегазовых монстров и ни в коей мере не будет заложено в цену конечного продукта.

И вот наше государство, в который уж раз, повернулось к нам лицом, внимательным взглядом оценило состояние кошельков. Оценило, подумало, прикинуло, проконсультировалось, не с нами, естественно, а с заинтересованными в наших кошельках партнерами. И, в который уж раз, пустило в ход вкрадчивые, но цепкие руки.

Возможно, кто-то может предположить, что нефте- и газодобывающие компании войдут в режим экономии, срежут, например, оклады и бонусы своему топ-менеджменту. Но мы-то – реалисты, в сказки не верим, даже в первоянварские. Тем более, государство наше, в силу своей социальной направленности, не может пойти на снижение благосостояние своего населения. Особенно в лице наиболее уважаемых им (государством) представителей этого населения. Уж это-то мы тоже знаем. И как реалисты, и как остальное население, можно даже сказать — электорат. Вот так и маневрируем, между своим кошельком и интересами государства. Не Родины, нет, именно – государства.