Грабёж культуры или культура грабежа?
Сотрудники музея ИЗО Тюменской области написали открытое письмо главе региона Владимиру Якушеву с жалобой на произвол местных чиновников. По словам музейных работников, двое госслужащих поздним вечером 30 сентября пробрались в помещение музея, где проходила выставка одного из известных местных художников Юрия Рыбьякова, и фактически похитили оттуда три работы, чтобы сделать представительский подарок.
Конечно, для губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Дмитрия Кобылкина повторное избрание – значительное событие. Но, позвольте, при чём тут Тюменская область, и при чём тут музей изобразительных искусств?
А вся эта история происходила совершенно в духе послереволюционных (1917 года) экспроприаций. Правда, тогда экспроприации проводились под негласным лозунгом «Грабь награбленное!». В Тюмени же из музея были изъяты картины местного художника, выставленные на его персональной выставке.
30 сентября около 21 часа в музей приехали директор департамента культуры правительства Тюменской области Юлия Шакурская и директор музейного комплекса Наталья Хворостанцева. Дежурный охранник отказался их пропускать, ссылаясь на инструкцию. Тогда в музей ИЗО была вызвана заведующая Вера Коваленко. Вопреки всем правилам, помещения были вскрыты без присутствия ответственных хранителей.
Не найдя ничего, что бы их заинтересовало, в фондах музея, чиновницы прошли в зал, где проходила персональная выставка Рыбьякова, и срезали с крепежей без предварительного оформления документов три картины художника — «Новый Уренгой», «Салехард осенью» и «Салехард. Речной порт». Эстетки высшей пробы…
На возмущение заведующей музеем подобным беспределом чиновницы ответили, что картины предназначены в подарок губернатору.
Художник, узнавший о произошедшем, был очень расстроен — он-то не планировал расставаться со своими работами после окончания выставки. «Средневековье какое-то. Как можно таких людей ставить чем-то управлять?! Тем более — культурой! Криминальная история. Мне потом вернули две работы, а одна осталась у них. Работа особенная — «Салехард. Речной порт», техника редкая — гуашь. Она была отмечена на Первой Всесоюзной выставке станковой живописи в Москве в 1986 году. И вот у меня её без спросу забрали. Я так понимаю, эту картину подарили новому, то есть старому губернатору Ямала Кобылкину в честь победы на выборах», — говорит Рыбьяков.
Как возмущается художник, «это только в России возможно, чтобы картину из музея передать в частный подарок». «И ведь, что обидно, я всю неделю работал в музее ИЗО — готовил к открытию свою выставку. Неужели ко мне нельзя было подойти и спросить, хочу ли я эту работу продавать и сколько она стоит?! Нет, они предпочли прийти ночью и так запросто забрать», — говорит он. Ну как же художник не поймёт простой вещи: при покупке нужно отдавать деньги. Украсть — проще и дешевле!
Что самое интересное, это – не первая выходка местной «культурной» чиновницы по отношению к музейным экспонатам. Буквально за месяц до описываемых событий, 8 сентября, всё та же директор департамента культуры (!) правительства Тюменской области Юлия Шакурская вынесла из фондов музея изобразительных искусств картину О. П. Шруба и три гравюры Е. К. Кобелева, которые входят в состав основного фонда музейного собрания и не подлежат изъятию и передаче другим физическим или юридическим лицам без соблюдения определённых процедур с привлечением Министерства культуры РФ. Правда, в тот раз после настойчивой просьбы сотрудников музея произведения были возвращены.
Похоже, в первый раз Шакурская затаила злобу на злосчастный музей, и решила наказать строптивцев не мытьём, так катаньем. Да и подарок для губернатора всё же нужен. Ведь не на свои же средства его покупать?! То, что изъятые картины – чья-то собственность, не только интеллектуальная, но и материальная, находящаяся под защитой закона, чиновницу нимало не смутило.
И опять эти события напомнили послереволюционные годы, когда исторические ценности распродавались направо и налево. А бывало – и просто дарились, тому же Арманду Хаммеру, «большому другу» Советской власти. Правда, «большой друг» делал на этой дружбе, ну, очень большие деньги… Наверное, для Тюменского чиновничества губернатор соседнего региона не менее большой друг, чем Хаммер для Ленина. Иначе чем объяснить откровенный криминал со стороны чиновницы столь высокого ранга?
Вот только непонятна робость сотрудников музея, решивших за справедливостью обратиться к своему региональному губернатору. Ведь им прямая дорога была – в прокуратуру. Может быть, чиновница от культуры действовала не самочинно, а по указке более высокого руководства, да ещё и по согласованию этого руководства с правоохранителями? Мы можем только предполагать. Но, тем не менее, эта история явно не окончена. Будем ждать продолжения.
Одно ясно, для российского чиновничества пора уже написать профессиональный гимн со словами: «Нам нет преград ни в море, ни на суше». Ибо наглость и вседозволенность этого крапивного семени переходит все мыслимые пределы.
Источники: nation-news.ru, criminalnaya.ru, newsru.com. Картинка: tmbzakon.ru.