Но как, или заставь дайвера богу молиться…
Прошло лето, пришла осень. Люди вошли в рабочий ритм. Люди полны сил, идей и устремлений после отдыха. Фантазия людей бьёт ключом. Не являются исключением и труженики на ниве религиозной. В России же, как водится, скрепы — превыше всего. Ими всё скреплено. Всё, да ещё не всё, подумали священники Севастопольского благочиния РПЦ и решили уйти под воду. Нет, топиться никто не собирался — утопили всего лишь один из символов христианства – крест. Точнее, не совсем утопили, а установили его под водой. «Чтобы дайверы, совершающие погружения в этом районе, имели бы возможность помолиться Господу на глубине», — так объясняет сие действо сайт Севастопольского благочиния.
Но этого, оказывается, мало. Помыслы священников куда шире. Уважаемой телекомпании МИР (создана в рамках СНГ) представители пресс-службы благочиния пояснили, что крест является «первым сооружением, вокруг которого будет возведён первый в мире подводный храм, который будет назван именем святителя Николая – покровителя моряков». Вон оно как! Целый храм. Да под водой.
И радуется душа такой неизбывной заботе о ней. Под воду пойдёшь — и там церковь найдёшь. Но стоп, говорит разум. Храм — это значит богослужения, литургия. Это же подтверждает и архимандрит Тихон из Роменской епархии Украинской православной церкви Московского патриархата. В его представлении подводный храм будет выглядеть как обычный — с образами, иконами, только не на картинах, а в барельефах из нержавеющей стали или камня. Не отрицают служители бога, что будут и в подводном храме проводить службы.
И тут разум цепенеет и начинает взывать «НО КАК?». Отличие храма от других религиозных сооружений в том, что там проводится божественная литургия. Естественно, с таинством евхаристии. И тут я впадаю в ступор. Евхаристия — пресуществление хлеба и вина в тело и кровь господа. И вкушение их. Так учат догматы церкви. Но вот беда – вода — это жидкость. И то, что пресуществление происходит в чаше (а не бутылке), вроде как, тоже утверждено отцами церкви. И вновь: КАК? Вода — жидкость, вино — тоже. Они имеют свойство смешиваться. И в чаше на глубине уж никоим образом не останутся разными субстанциями. Ну да ладно, это можно как-то обойти. Но вот как произвести «вкушение» святых даров??? Идём дальше, те же свечи, благовония и так далее. Они вроде как горят. И снова как?
Ну да ладно, в церкви всегда есть место чуду. Оставим досужие домыслы. Поговорим о другом – для кого. Дайверы, без сомнения, интересные люди. Их, вроде как, и не мало. Но и не настолько много, чтобы строить целый храм. Крест — понимаю. Храм — увольте. Дайверы, всё же, люди. И они живут над водой. Запас воздуха в баллонах чаще всего рассчитан на пару часов. Утреня с литургией — часа три. Несколько больше того, что может себе позволить аквалангист. И вновь гложет вопрос: «КАК?». И снова: «для кого?».
И вот тут получаю ответ от тех же священников: «Мы надеемся, что первый в мире подводный храм станет знаковой достопримечательностью севастопольской акватории и привлечёт внимание туристов», – заявили в пресс-службе благочиния журналистам телекомпании МИР. Ах, вот оно как! Дело не в верующих, а в туристах. Но, господа, туризм — это бизнес. Церковь — служение Богу. Каким местом, извините за грубость, банальное зашибание бабла, соотносится с десятью заповедями? О привлечении туристов должны думать светские власти. Но как повелось в России, власти с церковью скрепами скреплены. А значит, и церковь может урвать свой кусок. И от бюджета государственного, из которого, вроде бы, должны финансировать нужды обездоленных. А также и кусочек от прибылей, из которых формируется этот самый бюджет.
Если так, то церкви не стоит останавливаться на достигнутом. Есть ещё одна стихия — воздух. Есть парашютисты. Вот можно и храм соорудить, парящий аки птица небесная. Прыгнул с парашюта — помолись. Если парашют не раскрылся — тем более (насколько успеешь). Ну, на крайний случай можно литургию в самолётах править. А почему бы и нет? Учитывая, скажем так, безаварийность российских летательных аппаратов (как гражданских, так и военных) молитва в них — самое то.
Источники: mir24.tv, saint-petersburg.ru, hersones.org. Картинки: n-crimea.ru, hersones.org.