Папа, мама, чиновник и я
В канун Дня знаний правительство утвердило Концепцию развития ранней помощи в РФ. За радостными репортажами с праздничных школьных линеек, сообщениями об «обнищании» Билла Гейтса, новых санкциях, скандальном посвящении в первокурсники и, конечно, презентации iPhone 7 и 7 Plus эта новость прошла почти незамеченной. Хотя в феврале, когда Минтруда представил проект на обсуждение, документ вызвал шквал критики и негодования со стороны родителей, священнослужителей, педагогов. В последние десятилетия советский лозунг «Папа, мама, я – счастливая (дружная, спортивная…) семья» катастрофически теряет актуальность. Теперь ячейку общества, в которой у ребёнка есть папа и мама, можно смело назвать неполной. Отсутствует главное звено – чиновник, или, по новой Концепции, куратор ситуации.
Но обо всем по порядку. Россия, пожалуй, последняя европейская страна, в которой ещё сохранился патриархальный взгляд на семью, а грубое вмешательство государства в столь интимную сферу жизни, мягко говоря, не приветствуется. Во всем мире с лёгкой подачи Международного общества раннего вмешательства (США) разработаны и воплощены соответствующие программы, щедро спонсируемые шведскими университетами и небезызвестным фондом Сороса «Открытое общество». В последние годы программа Early Intervention была приоритетным направлением работы Фонда поддержки детей в России, партнёрами которого выступает Совет Европы и UNISEF. Но авторы Концепции понимали, что протащить документ, законодательно поощряющий вмешательство в частную жизнь граждан, будет довольно сложно, поэтому неудобное слово «вмешательство» заменили на обнадёживающее «помощь».
Как известно, благими намерениями вымощена дорога в ад. Изначально Концепция продвигалась под видом программы по защите прав детей-инвалидов и детей, чьи родители являются инвалидами. Помощь инвалидам – это святое. Но постепенно слово «помощь» в нормативном акте трансформировалось в понятие тотального контроля над семьёй и активного поиска «неблагополучных семей».
Итак, раздел 1: кому направлена данная «помощь». «Целевой группой для оказания ранней помощи являются семьи с детьми в возрасте от рождения до 3 лет, у которых имеется отставание в одной или нескольких областях физического или умственного развития и нарушения здоровья, с высокой вероятностью приводящие к задержкам развития». Под эту категорию, по желанию чиновников, можно подвести любого ребёнка. Но глава Минтруда Максим Топилин с гордостью сообщил, что в этом вопросе мы не только догнали, но и перегнали Америку, оставив возможность раннего вмешательства до 8 лет.
Далее идут дети из так называемых «семей, находящихся в социально опасном положении». Наряду с адекватными требованиями, в социально опасные попали семьи «с наличием стрессовых факторов: безработица, финансовые проблемы, тяжёлая болезнь члена семьи, неблагоприятные события в жизни семьи». От безработицы, финансовых проблем никто не застрахован, значит, каждая российская семья рискует оказаться неблагонадёжной А уж пункт о болезни вообще кощунственный.
А какую же помощь предлагает Концепция? Если надеетесь, что службы, узнав о тяжёлом финансовом положении семьи, помогут материально, трудоустроят родителей, отправят на бесплатное лечение больного, то вы глубоко заблуждаетесь. Помощь, в понимании авторов Концепции, это «раннее выявление детей целевой группы, сопровождение и поддержка их семей, повышение компетентности родителей и информирование об организациях, способных оказать помощь». Попав под колпак служб, семья получает куратора ситуации, который контролирует реализацию программы ранней помощи, а затем «организует и сопровождает мероприятия по переходу ребёнка из программы ранней помощи в другие программы сопровождения семьи и другое». Отказаться от этой «помощи» семья не имеет права, иначе рискует изъятием ребёнка, помещением его «на временное содержание» и лишением родительских прав. Вариант оказания реальной адресной помощи авторами Концепции даже не рассматривается.
А теперь главный вопрос: кому выгоден этот антисемейный документ? В первую очередь, чиновникам, которые будут осуществлять эту самую «помощь». Оцениваться работа служб будет по доле «детей целевой группы, получившая услуги ранней помощи в общем количестве детей, нуждающихся в получении таких услуг». Арифметика проста: чем больше семей выявят, а затем и навяжут «помощь» — тем выше показатели «эффективности» работы. Финансирование также будет производиться с учётом «выявленных и охваченных».
Итак, не мытьём так катаньем программу раннего вмешательства в дела семьи, пусть и под другим названием, в России удалось протащить. Отныне параметр правильной семьи — «папа, мама, чиновник и я». Причём главой, выбирающим приоритеты, является чиновник. Радует лишь то, что до полноценного введения в работу Концепции ещё 3 года, за которые члены правительства, надеюсь, все же удосужатся внимательно прочесть нормативный акт, который поддержали. Ведь не могли же они не заметить, что Концепция развития ранней помощи в РФ вступает в противоречие и с Конституцией, и с Семейным кодексом, и с законом «Об основах охраны граждан в РФ».
Источники: baltijalv.lv, ivan4.ru, regnum.ru, ruskline.ru, protivkart.org, vzsar.ru, open.gov.ru. Картинки: baltijalv.lv, kprf-kchr.ru