Процесс и результат

schoolboyС момента законодательного утверждения процедуры ЕГЭ, о его ненужности и даже вредности для образования не писал только ленивый, даже дважды ленивый. Я — ленивый, наверное, трижды, поэтому не буду писать о самом процессе, хочу только довести до вашего сведения последние новации в этой  области.

Итак, что важнее — процесс или результат? Смотря где, скажете вы и будете абсолютно правы. А вот, конкретно, в деле образования, ещё раз спрошу я. Ну, конечно же, результат, скажете вы, и будете абсолютно неправы. Как же так, — спросите вы, — ведь в образовании особенно важен именно результат? А вот так, сказал я сам себе, прочитав небольшую заметку информационного агентства «Regnum».

В Ставрополе 25 февраля под председательством вице-премьера России Ольги Голодец проходило совещание по вопросам подготовки к проведению ЕГЭ в 2016 году. Как видим, дама вполне себе при должности, и, наверное, точно знает, что, когда и где говорить. А сказала она буквально следующее: «Объективность ЕГЭ, а не его результаты — вот наша главная цель».

То есть, устами вице-премьера, совершенно официально, при большом стечении народа и представителей СМИ сказано, что важен процесс, а не результат. Как так может быть, ведь всегда было наоборот, по крайней мере, в образовании? Ведь хороший результат — перспектива дальнейшего образования, будущий карьерный рост, развитие интеллекта, наконец! И вот, на тебе! Как говорится, умом не понять, но и верить в это как-то не хочется. Ведь если на высоком правительственном уровне делаются такие заявления, то для чего тогда кого-либо чему-то вообще учить? Научить ребёнка самостоятельно памперсы менять, обучить азбуке и счету до ста. Ну, и писать свою фамилию, естественно. Под кредитным договором он её воспроизвести сможет, а значит, главная его задача в этой жизни — взять кредит (лучше — два), будет выполнена. В космос же пусть просвещённая Европа вкупе с Америкой летают, науку будут двигать они же, на станках с ЧПУ пусть китайцы пашут, а Родину защищать – кого-нибудь за деньги наймём. Если они будут! А нет – так и нет. Нам-то важнее ученика в свободное плавание выпустить, реальной жизни научить. Кредит взял, айфон купил, и всё, жизнь удалась!

Вот такие мысли возникли у меня после прочтения этой статьи. Но и это ещё не всё. Поскольку, как заявляет целый вице-премьер, важен процесс, то тут же возникает куча предложений, как этот процесс сделать покрасивше (ну и, конечно же, подороже). Вот, например, губернатор  Ставропольского края В. Владимиров предлагает нормативно закрепить порядок, при котором в местах проведения ЕГЭ будут находиться полицейские. Зачем, спросите вы? «По мнению главы края, если узаконить присутствие полицейских, то этот шаг позволит дополнительно повысить безопасность экзамена». Ребята, безопасность для кого и безопасность от кого? Ком вопросов продолжает нарастать.

«В этом году на Ставрополье в 100% аудиторий будет обеспечена работа системы видеонаблюдения в режиме онлайн, наличие стационарных и ручных металлодетекторов, присутствие общественных наблюдателей». Если все эти меры применяют, чтобы повысить объективность экзамена, в чём нас убеждают вице-премьер и губернатор Ставрополья, то, хочу заметить, что во время проведения ЕГЭ,  в туалетах  всех (!) школ России лежат телефоны, в которых забит волшебный номер, по которому алчущему знаний ученику дадут ответ на любой вопрос. Это нехитрое устройство сводит на нет все ухищрения, перечисленные в вышеприведённой цитате.

Если наличие стационарных и ручных металлодетекторов и присутствие полицейских служат для защиты жизней и здоровья экзаменующихся от какой-то угрозы, ИГИЛ, например (кстати, запрещённому в РФ), или вируса Зика, то сможет ли один полицейский (или даже два), защитить их всех? Нет, конечно. Тут, скорее, нужен взвод ОМОНа на БТРах, «Скорая помощь» (лучше — две), подразделение МЧС, ну и поп, конечно, для освящения всего этого действа, как же без него. Да чего уж мелочиться, добавить сразу мотострелковую роту со средствами усиления и звено МИ -24. Как это, некуда сажать вертолёты? Построить в непосредственной близости вертолётную площадку (лучше — две)! Мы не можем экономить на жизни детей! А что, ведь губернатор-то не уточнил, каких именно и сколько силовиков он предлагает задействовать для этого святого дела.

И деньги найдутся на благое дело. «На выполнение соответствующих мер регионам предусмотрены субсидии общим размером 1 млрд рублей». Так это – только то, что федеральный центр даёт, а если регионы ещё попросят правильно? Тот же центр, или своих подопечных-предпринимателей. Настойчиво так попросят. Ведь дадут же, куда денутся, дети-то — наше всё. А для того, чтобы правильно обставить процесс – никаких денег не жалко. «…процесс важнее результата; процесс – это жизнь, результат – это смерть», — так, ещё лет тридцать назад, говаривал М.М. Жванецкий. Как показывает дальнейшее развитие событий, он оказался прав, как и в большинстве случаев. И судя по тому, как происходит процесс реформирования нашего образования, результат по Михал Михалычу уже совсем недалёк.

Вот такие мысли обуяли меня после прочтения коротенькой заметки. Длинные сегодня читать уже не стал. Побаиваюсь: чёрт их знает, кто там что ещё скажет…

 

Источники: ege.edu.ruregnum.ruodesskiy.com. Картинка: tineydgers.at.ua.

 

 

 

 

 

  • Elena Krylova

    Дама наверняка имела в виду пресловутую коррупцию в борьбе за оценку и проходной балл при поступлении. Потому и выступала за объективность без всяких признаков личных симпатий и непрофессиональных оценок.