Подарки на Новый год становятся для россиян роскошью

Покупательская активность россиян перед Новым годом традиционно достигла пика, но главным образом в сегменте товаров для богатых. Там спрос вырос в десятки раз. Большинство россиян сильно экономили на новогодних подарках, а то и совсем отказывались от них. Продавцы отмечают, что в качестве подарков стали всё чаще покупают продукты на новогодний стол в праздничной упаковке. Покупали и электронику с бытовой техникой – в кредит, из страха, что больше никогда.

По наблюдениям продавца одной из крупных сетей гипермаркетов, перед праздниками россияне активно покупают продуктовые наборы: недорогую икру, оливковое масло, консервы, конфеты, мёд и алкоголь. Среди косметических наборов наибольшим спросом пользуются совсем дешевые – до 200 рублей, а не по 400-600 рублей, как раньше. Туда обычно входят просто гели для душа и кремы для рук.

Менеджер крупной онлайн-площадки заметила, что детям вместо игрушек, гаджетов и наборов конфет стали чаще покупать одежду и обувь. Среди взрослых подарков спросом пользуется посуда, ремни, обложки на документы. Россияне стали чаще покупать подарки заранее, во времена хороших скидок.

Родители в этом году массово экономят на подарках учителям. Они договариваются не делать подарки учителям по всем предметам или ограничиваются очень скромными презентами. По рассказу одной мамы, обычно родительский комитет покупал подарки всем учителям, а классному руководителю давал сертификат на 5 тыс. рублей. В этом году ещё в сентябре многие родители выдвинули требование сокращения расходов, так что лишь классный руководитель получил подарочный набор из конфет, кофе и чая. Личных подарков учителя дождались только от одного или двух учеников, а не от более половины, как привыкли еще недавно.

Экономят в этот год россияне и их начальство и на корпоративных подарках. Да и корпоративы заменяют на небольшие премии. Максимум, на что могут рассчитывать многие сотрудники – ручки с логотипом.

При этом, по совместному исследованию Lamoda и ЮKassa, под Новый год на 117% выросли продажи электроники и бытовой техники, на 73% – одежды и обуви, на 50% – косметики, на 17% – ювелирных украшений, в том числе в премиальном сегменте. Кандидат экономических наук Александр Посталенко считает значительный рост спроса связанным с ожиданием резкого роста цен уже с января. Это – спрос, созданный искусственно. Многие подобные покупки сделаны в кредит или в рассрочку, из страха подорожания. А в классе люкс рост объясняется тем, что богатые россияне беднее не стали.

По данным сервиса ЮKassa, в этом декабре продажи одежды в сегменте 30-50 тыс. рублей увеличились на 114%, 50-80 тыс. – на 106%, 80-100 тыс. – на 165%, а 100-500 тыс. – на 216% к декабрю 2020 года. Это связано, в частности, с невозможностью купить дорогую одежду и обувь во время локдауна в прошлом декабре. Кроме того, больше всего за последнее время подорожали продукты, а это далеко не самая большая статья расходов богатых россиян. Так что им, в отличие от большинства соотечественников, отказываться от покупок класса люкс, в том числе новогодних подарков, не пришлось. К тому же состоятельные люди во времена высокой инфляции инвестируют в дорогие вещи.

Октагон.Медиа