Взгляд с экрана…

LeadersС древних времён человеку не давал покоя тот факт, что все люди совершенно разные. Они старались понять, зависит ли каким-то образом характер человека от тех или иных черт его внешности.
Физиогномикой (конечно, в то время этого термина ещё не существовало) занимались философы и учёные Древней Греции и Древнего Рима – Пифагор, Гален, Цельс, Цицерон, Плиний-младший и другие. Пифагор, например, отбирал себе для обучения только тех, у кого, по его мнению, на лице отражалась способность к наукам.
Так далеко в дебри психологии мы забредать не будем. Просто хочется поделиться своим видением связи внешности лидеров страны с их характером. Сама связь-то, безусловно, существует. Для профессиональных психологов. А вот это — просто мнение дилетанта. Так сказать, взгляд со стороны. Прошу учесть, что это – личный взгляд на личность. Совершенно безотносительно величины личности и той роли, которую данная личность сыграла в истории государства. Ещё раз хочется подчеркнуть, это – личный взгляд дилетанта.

1. Всесоюзный дедушка Ильич. Посмотрим на то, что осталось в кинохронике из публичных выступлений Ленина. Лицо и взгляд — фанатичные. Причём, это глаза не политика, а мстителя. Так и хочется поверить, что после смерти брата он сказал не каноническое «Мы пойдём другим путём», а анекдотичное «Ну, козлы, подождите!».
А какое фанатичное лицо у его жены! У той-то, кто источник ненависти? Из солидарности с мужем? Не поверю, что у дворян, произошедших из разночинцев, вдруг вспыхнула любовь к угнетённому рабочему классу и крестьянству. Скорее всего, причина их революционности именно ненависть. Вот к кому и к чему — задача для историков.

2. Отец народа и лучший друг советских физкультурников. Вглядитесь в кинохроники и фотографии И.В. Сталина. Кто-то из современников сказал, что у него — холодные рысьи глаза. Позвольте не поверить. На написанных портретах — возможно, там срабатывает личность художника. Фото и кино врут меньше. Всмотритесь, у него доброе лицо, и добрые, немного хитроватые глаза. А где вы видели простодырого кавказца? И как-то начинаешь сомневаться в его характеристике, как кровавого тирана.

3. Дорогой Никита Сергеевич. То есть, Хрущёв. Обычное лицо сытого, хамоватого, довольного всем селянина. Ну а что, урожай неплохой, свинки опоросились многочисленно, приплод весь выжил. А теперь, внимательно взгляните в глаза. Жёсткий, даже жестокий взгляд прожжённого интригана. Этакий волк в поросячьей шкурке. Во взгляде — типичное зэковское «Сдохните вы сегодня, а я — завтра». Короче, звериный инстинкт самосохранения.

4. Второй Ильич. Дорогой и любимый Леонид Ильич Брежнев. Хитроватый малороссийский взгляд. Но обещающий многое: «Ты меня не подведи — и я к тебе с магарычом!» Лицо не то чтобы барственное, но так, немного сибаритствующее. Почему нет? Чего хотел — добился, можно и немного отдохнуть, но не расслабляться. В случае чего — друзья не подведут. Во взгляде присутствует мысль: «Давай дружить, но я — главный»

5. Андропов Ю.В. Эпитетов заслужить не успел. Из пиетета к этой своеобразной личности очень трудно характеризовать его заочно. Аскетичное лицо (на втором месте после М.А. Суслова). То ли фанатичный аскет, то ли аскетичный фанатик. Но! Взгляд умного, повидавшего многое, даже циничного человека. А попробуйте не стать циником, обладая всей доступной для него и скрываемой от всех других информацией. Не позавидуешь. Вот уж, воистину, «Во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь».

6. К.У. Черненко. Человек-загадка. Неожиданно пришёл, неожиданно пришёл. Вообще-то, казалось бы, хитроватое, немного азиатское лицо. Но глаза, посмотрите в его глаза. Вот кого жаль. Это глаза смертельно уставшего человека, которого ничего не радует, ни чудом доставшийся пост, ни известность, ни власть. Выражение глаз: «Да оставьте же вы меня в покое! Дайте спокойно умереть».

7. М.С. Горбачёв Вспомните, с каким азартом он нас во всём убеждал. С таким азартом, что возникал вопрос, кого он уговаривал, нас или себя. Благообразное, простоватое лицо. Но в глазах — постоянная растерянность и даже испуг. Растерянность и испуг при приходе к власти, растерянность и испуг во время всех последующих событий, растерянность и испуг при отставке. Да, не на то он всё это время рассчитывал.

8. Б.Н. Ельцин. Сначала создаётся впечатление, что он — строгий барин. Позже — лев. Знаете, есть в Китае градация опьянения, последовательно: павлин — обезьяна — лев — свинья. Так вот, он — лев. То есть предыдущие стадии уже пройдены, хотя их черты тоже частично сохранились, как и остатки павлиньего хвоста. Но именно на портретах он — лев, хотя и с некоторой ноткой недоумения: что за ерунда, понимашь? Лицо человека, не очень умеющего скрывать эмоции. Трудно уловить что-то определённое, каждый раз — новое выражение. В глазах — и властность и усталость.

9. В.В.П. Бесстрастное, немного одутловатое лицо. Глаза холодные, можно сказать — холодно-стальные. По ним совершенно нельзя угадать о каких-то его эмоциях. Взгляд — оценивающий. Таким взглядом оценивают окружающую обстановку поверх оптического прицела.

10. Д.А.М. Капризное, немного припухшее, детское лицо. В глазах почти постоянная обида: «Вот я — весь такой из себя молодой, прогрессивный, толерантный. Ну, почему вы меня не любите?». Галстук часто сбит на сторону, что говорит о некоторой небрежности, а, скорее всего, о поверхностности.

11. И снова, здравствуйте. И снова — В.В.П. Вот теперь внешне всё немного благообразнее и удовлетворённее: «Я же знал, что вы за меня!». Но взгляд – тот же, холодный и оценивающий. Но в последнее время тоже появляется растерянность: цели далековато и их слишком много. Да и хоровые крики «Ура!» над ухом сбивают прицел. Приходится периодически напускать отечески-строгий вид, говорящий «Вот, ужо, я вас!».

Вот на этом пока – всё. Может быть, впоследствии, коснёмся и других, второстепенных персонажей. Впрочем, как знать, кто из них второ-, а кто – первостепенный. Как известно, короля делает свита.

 

Картинка: http://ic.pics.livejournal.com/juk555/16987755/116569/116569_original.jpg