За победу над национальным достоянием!
«Telegram будет использовать встроенные методы обхода блокировок, которые не требуют действий от пользователей. Независимо от наличия блокировки, Telegram сохранит возможность централизованно рассылать уведомления всем российским пользователям, информируя о развитии ситуации.»
Все этого боялись и ждали. Интрига то взвинчивалась, то практически сходила на нет. Дуров с присущим ему изяществом время от времени стебался над ФСБ и Роскомнадзором (чего только «ключи (2 шт.) от кроссплатформенного мессенджера Telegram» стоят). Юристы при этом чинно и неспешно делали свое дело. Никто не верил, что это может произойти. И вот свершилось — читается, как сводки «От советского Информбюро»:
— Таганский суд Москвы принял решение о блокировке мессенджера Telegram на территории России.
— Суд постановил ограничить доступ к мессенджеру немедленно.
— Роскомнадзор внес Telegram в список запрещенных сайтов.
— Адреса для блокировки добавят в выгрузку для операторов связи и интернет-провайдеров в понедельник.
Что и все? В самый раз выпить фронтовые сто грамм и начать костерить власть, одновременно приучаясь пользоваться допотопной Аськой или вернувшись в продажные ВКонтакте и Майл.ру?
Но так могут только те, кто еще помнит, каково это ночью судорожно перелистывать самиздат или прислушиваться к едва различимым за помехами «тамошним голосам».
Но Павел Дуров не из таких. Он, красавчик и умница, космополит и плейбой, миллиардер и филантроп в гробу видал все писаные и неписаные правила и старых пердунов, которые решили, что в XXI веке можно жить по правилам XIX. Он взял и повернулся к этой седой древности задом: своим и белого коня. А заодно призвал пользователей и поклонников своего детища ни о чем не волноваться: он все сделает, все за всех решит и в очередной раз покажет всем грозным органам и организациям средний палец.
И верят. Все, кроме чиновников, которые, чертыхаясь, удаляют из Телеги свои каналы и чаты. Те же, кто не кормится за государственный счет вывели за прошедшие дни Telegram в топ скачиваний в App Store и Playmarket. А еще владельцы популярных телеграм-каналов отмечают лавинообразный рост подписчиков. А чуть ли не на каждой страничке в Фейсбуке друзьям и незнакомцам пишут:
— Ты не забыл установить прокси?
— Ты выбрал себе VPN?
— Я решил демонстративно начать пользоваться Телеграмом!
— Я завел телеграм-канал! Подписывайтесь!
Это стало хорошим тоном: поддержать то, что тебе и не надо было еще вчера. Но дело принципа. Telegram перестал быть модой, он стал позицией. Возможно политической. Но социально-активной – это факт.
Да и как иначе вести себя в стране, в которой запрещают и хотят уничтожить то немногое, что на самом деле должно являться предметом ее национальной гордости. Что надо пестовать и лелеять. Продвигать и оберегать. В режиме максимального благоприятствования. Не дождетесь. Это ж не Газпром, с которого те, кому следует, свою жирную копеечку имеют.
Все это происходит в те самые дни, когда сотня американских сенаторов, потея и потирая свои лысины и седые шевелюры, заворожено слушают обстоятельные рассказы Марка Цукерберга. И почему-то там никому не приходит в голову запретить Фейсбук. А тамошним силовикам и Цукерберг и наш Дуров в суде указали их место:
– Сотрудничаем только по судебному решению и только по конкретным подозреваемым.
Тогда и ключи найдутся. Не на допотопном колечке.
А через пару лет посмотрим на наши ФСБ и Роскомнадзор, когда Маск над Россией раскинет зонтик бесплатного и не зависящего от провайдеров интернета.
Источники: vedomosti.ru, meduza.io; картинки: obzor.press, lenta.ru, posta-magazine.ru