«30 секунд. С божьей помощью, полёт нормальный!»
В ночь на 28 марта, во время запуска с космодрома Байконур ракеты-носителя «Союз-ФГ»и пилотируемого корабля «Союз ТМА-16М», который доставил на МКС Михаила Корниенко и Скотта Келли, на стартовую площадку прибыли три православных священника, которые совершили чин освящения космического корабля.
26 марта в газете Таймс была опубликована статья «Как и зачем освящают русские ракеты? Журналист Джеффри Клюгер как раз и сообщил английским читателям о заблаговременном прибытии на космодром священников для освящения ракеты и стартового комплекса. Представители духовенства РПЦ прибыли на Байконур в сопровождении многочисленных официальных лиц из компании «Энергия», которая работала над созданием ракеты. Прочитав молитву, служители Церкви окропили святой водой сначала делегацию из «Энергии», затем небольшую группу представителей прессы. Ответив на два вопроса российских журналистов, священнослужители удалились. Церемония продлилась не больше 20 минут.
В советскую эпоху такого ритуала не существовало. Как, впрочем, и других религиозных ритуалов. Нет, конечно, в церквах шли различные, установленные церковными канонами богослужения, исполнялись церковные требы. Но проводить обряд освящения ракеты и стартового комплекса?! Только в страшных снах! А успехи в космосе были. И немалые! Несмотря на то, что никаких освящений не проводилось.
Были и катастрофы, унёсшие жизни сотен людей. Со стартовой площадки «Союза» видна стартовая площадка, когда-то отведённая для советской программы освоения Луны. 3 июля 1969 года здесь произошёл крупнейший неядерный взрыв в истории — взорвалась массивная ракета Н-1, на которой советских космонавтов собирались доставлять на Луну. Вдумайтесь, крупнейший не в истории космонавтики, а вообще в истории. Но, положа руку на сердце, кто скажет, что катастрофа — результат того, что эта злосчастная ракета не была обрызгана святой водой? Да в голову никому это не приходило. Причины всегда искали в недоработках конструкции, ошибках при изготовлении, сбоях оборудования при запуске.
А кто скажет, что при разборе очередной аварии очередной ракеты комиссия по расследованию будет принимать во внимание такой «научно-технический» фактор, как освящение старта? И что виновный в аварии, представ пред ясные очи этой комиссии, будет отговариваться от своей ошибки волей божьей? А ведь любой сборщик, монтажник или слесарь-наладчик, руки которого вырастают на полметра ниже уровня его плеч, способен загубить результаты работы многих и многих тысяч людей. Так что, и в этом случае проведение чина освящения нивелирует фатальную ошибку?
Человечество давно познало необходимость разделения труда, и успешно пользуется его плодами. Каждый должен заниматься своим делом. Ещё в Евангелии от Матфея приводятся слова Христа: «Богу богово, а кесарю кесарево». Можно даже осовременить и продолжить эту крылатую фразу: «Богу богово, кесарю кесарево, а слесарю слесарево». Именно поэтому «товарищи учёные, доценты с кандидатами» и должны заниматься своими научными делами, производственники – производством, чиновники – организацией и управлением. Священники же – делами сугубо клерикальными, крепить в народе скрепы духовные, простите за тавтологию. «Беда, коль сапоги начнёт тачать пирожник, а пироги печи – сапожник».
Если хоть какая-то мелочь в ракете или в стартовом оборудовании спроектирована, изготовлена или собрана неправильно, аварии не избежать. Хоть вылей на ракету все имеющиеся стратегические запасы святой воды. И как оправдание при совершении ошибок отсутствие на старте этой воды — тоже не аргумент. Тогда зачем? К чему это всё? На ум приходит только одно – идёт ползучая деградация и науки, и всего общества. Причём деградация планомерная, задуманная не только церковью. А точнее – деградация с помощью церкви, когда для достижения своекорыстных целей знания подменяются верой.
Но если уж всё так серьёзно в отношениях космонавтики с церковью, то почему бы не вводить во все формулы поправочный коэффициент божьего вмешательства? Вот у американских подводников в жаргоне есть выражение: «Поправка на И». Употребляется выражение в пиковых ситуациях и расшифровывается как «Поправка на Иисуса». То есть, когда в какой-то процесс вмешивается неучтённый и непредусмотренный фактор. Вот и нужно, по этой же логике, заранее предусматривать участие всевышнего. Величину поправочного коэффициента пусть выведут иерархи РПЦ, коль уж так рвутся вмешиваться в науку. А там, глядишь, недалёк день, когда на МКС появится штатная должность батюшки, исполняемая вахтовым методом.
А как прекрасно и, главное, благочестиво будут звучать доклады при старте! «Десять секунд. С божьей помощью полёт нормальный. … Тридцать секунд. С божьей помощью полёт нормальный». Лепота!
«Когда человек отваживается лететь в космос, могут произойти ужасные вещи, но природа людей такова, что они все равно отправляются в эти самонадеянные путешествия. И стремление хоть чуточку их обезопасить и сделать комфортнее также вполне естественно», — заключает свою статью корреспондент Таймс. Как с помощью освящения можно сделать полёт безопаснее и комфортнее, автор статьи уточнять не стал.
А утром 28 марта перевод статьи Джеффри Клюгера был удалён со страниц ИноСМИ. Кому-то очень не хотелось, чтобы статья из английской Таймс была прочитана в России многими. Почему?
Источники: newsru.com, inopressa.ru, time.com. Картинка: ekabu2.unistoreserve.ru