Чудны слова и дела слуг твоих, Господи
Среднестатистический житель России привык, что последний год в новостях больше говорят об Украине, чем о делах в отечестве своём. Не обходят тему соседнего государства и российские чиновники. То танками угрожают, то предлагают разделить чужую страну с соседями. Про Крым помолчим — это отдельная тема. Да что там чиновники, днями отличился не кто-нибудь, а святейший патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Его, конечно, тоже можно считать чиновником — уж очень скрепы покрепчали последние годы. Но подойдём к ситуации со словами Христа «Богу богово, а кесарю кесарево». И будем считать патриарха слугой господним. 24 мая, после совершения литургии в честь равноапостольных Кирилла и Мефодия патриарх обратился к собравшимся в храме. Ну, как же тут без Украины?!
«Мы не разделяем народ Украины. БОльшая часть народа Украины — это наша паства, – заявил патриарх. И добавил, — Каждый человек может верить или не верить, это его личный выбор; но когда безбожие становится государственной идеологией, в результате чего гибнут люди, разрушаются святыни, хулится имя Божие, то это уже более чем идеология». То есть фактически заявил, что в Украине безбожие стало государственной идеологией.
Ах, как же страшен безбожный Киев, подумает обыватель. Но слова словами, а факты фактами. И тут высказывания патриарха выглядят, по меньшей мере, странно. Украина — одна из наиболее религиозных стран Европы. По количеству верующих, регулярно посещающих храмы, она опережает Россию, по крайней мере, в 2 раза. Да, в России 75% называют себя православными. Но знакомы с основами религии всего лишь 54 % из них. А регулярно (хотя бы раз в год) посещают храмы — 18-20%. Что касается не «свечку поставить» а принять участие в службе, ситуация ещё более удручающая. Так, например, в Рождественских богослужениях 2008 года согласно Википедии приняло участие 2,3 млн человек. А это — основной праздник. Для сравнения, в той же Википедии есть данные о воцерковлённых верующих в Украине. Там еженедельно посещают храмы от 2,4 до 3,4 млн христиан. И ещё 32 млн — «реже, чем 1 раз в неделю».
Да и сравнение количества приходов говорит о многом. Всего в РПЦ 30 675 приходов. Это — вместе с приходами за рубежом. Путём несложных вычислений (ищем в Википедии количество приходов дочерних церквей) получаем, что таковых на территории РФ (даже вместе с Зарубежной РПЦ) не более чем 15 тысяч. А православных приходов в Украине (трёх основных течений) суммарно 17 239 (УПЦ МП + УПЦ КП + УАПЦ). Странно получается. Возникает вопрос — почему же патриарх РПЦ заговорил о безбожии Украины?
Ответ находится быстро. Дело оказывается не в том, что украинцы перестали верить в бога. Дело в том, что паства побежала из Русской православной церкви. Причём такими темпами, что диву даёшься. Согласно данным социологов доля прихожан УПЦ МП (часть РПЦ) за 2014 год сократилась на 5% — с 25,9% населения до 20,8% (вспомним слова Кирилла о бОльшей части населения — его пастве). Причём уходят не только одиночки. Целые приходы отходят от лона Российской патриархии. Журналисты даже придумали название процессу — «парад переходов».
Неужели начались репрессии? Да нет, просто паства уходит. Почему — другой вопрос. И частично ответ на это даёт письмо одного из украинских священников РПЦ своему митрополиту (Онуфрию). Вот цитата: «…сложилась ситуация недоверия духовенству вверенной вашему руководству Церкви, потому что церковные люди не верят ни митрополиту Киевскому, ни патриарху Московскому… Церковный народ не верит своим пастырям — вот в чем беда».
Можно читать и дальше, там весь текст — крик души. Вопрос лишь в том, насколько он справедлив. И тут самое время присмотреться к деяниям церкви и патриарха.
В конце 2014 года патриарх Московский и всея Руси Кирилл наградил генерального директора агентства МИА «Россия сегодня» Дмитрия Киселёва орденом преподобного Сергия Радонежского II степени. То есть орденом, который вручается «за церковные и миротворческие заслуги, …за плодотворные труды по укреплению мира и дружбы между народами», награждён тот, чьё ведомство при освещении событий в Украине придумало распятого мальчика, изнасилованную пенсионерку-эпилептичку, негров-наёмников, раздачу рабов гвардейцам, съеденных снегирей и много другого, не менее шокирующего, но в чём-то и забавного.
А как же христианское «Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего»? Естественно, такое проявление «уважения» к пастве было тут же этой паствой замечено и отмечено
Или возьмём другой аспект. Говорят, церковь за мир. Но при этом священники РПЦ не устают освящать оружие. Да и не только личное. А даже системы, ведущие к смерти миллионов. Например «Тополь». Причём не просто так освящать, время от времени, а систематически. Один из священников давно сказал «Для наших священнослужителей уже стало доброй традицией освящение межконтинентальных баллистических ракет». Или возьмём оружие «туристов», едущих на восток Украины. Повторюсь, речь идёт не о благословении людей, а об освящении оружия — орудия убийства. Да, у церкви была традиция освящения оружия христолюбивого воинства, идущего на битву за веру и Отчизну. За какую веру воюют в Донбассе? Кто басурманин?
Вот уж, действительно, неисповедимы пути…
А теперь пора вернуться к Святейшему Патриарху. Не то он хотел сказать об Украине. И не так. Теряет пастырь паству, а это уже страшно. Ведь паства — это влияние, деньги, уважение. Хорошая машина с хорошим кортежем, в конце концов. Не будет бабушки, кладущей рубль, лей или гривну в копилку — не будет этого всего.
Ведь Русская православная церковь давно перешла границы стран. И более половины её паствы живёт за рубежами России. Патриарху такой церкви стоило брать пример со святого Николая Японского. Будучи митрополитом Токийским во время Русско-японской войны он заявил пастве: «…я, как русский подданный, не могу молиться за победу Японии над моим собственным отечеством. Я также имею обязательства к своей родине и именно поэтому буду счастлив видеть, что вы исполняете долг в отношении к своей стране. Кому придётся идти в сражения, не щадя своей жизни, сражайтесь — не из ненависти к врагу, но из любви к вашим соотчичам. Любовь к отечеству есть святое чувство… И будем вместе исполнять наш долг относительно нашего небесного отечества, какой кому надлежит. И вместе с тем будем горячо молиться, чтобы Господь поскорее восстановил нарушенный мир».
Тем самым он подчеркнул и любовь к России, и любовь к пастве в Японии. Можно было бы поучиться патриарху Кириллу. И поучить своих священников в Киеве.
Так-то оно так, но повторить слова св. Николая Токийского сегодня патриарху тоже страшно. Он ведь с властью в Кремле дружит. Это — тоже деньги, кортежи, охрана и уважение.
Свой выбор патриарх сделал. И выбор этот — в пользу власти. Что, возможно оправдано. Россия никуда не убежит. Да и альтернативных православных церквей в РФ тоже нет — паства (или часть её) останется на месте. Что будет, когда жители других стран задумаются: кому служит их верховный пастырь в Москве? Ведь ясно, что он служит России. Или, точнее — власти Российской.
Каким будет ответ прихожан зарубежных? Это тоже не важно. Патриарх снова заведёт разговор о торжестве безбожия в Беларуси/Молдове/Казахстане или других странах? Ведь воистину, властитель в России должен восприниматься как бог. А все кто с ним не согласен — безбожники.
Источники: patriarchia.ru, ria.ru, religion.in.ua, 5-tv.ru, interfax-religion.ru, apostrophe.com.ua, ru.wikipedia.org, zn.ua. Картинки: ridus.ru, lh3.googleusercontent.com.