Ароматерапия
«Дышите глубже – проезжаем Сочи». (Шутка времён СССР).
Новую форму сувениров – парфюмерную продукцию – Ростуризм включит в свою программу по привлечению туристов в Россию «Visit Russia / Время отдыхать в России». Уже изготовлены духи с запахами Санкт-Петербурга, Владивостока и Сочи, над духами в честь Москвы сейчас работают столичные парфюмеры. Духи городов будут вызывать ассоциации с ключевыми туристическими местами и достопримечательностями.
Приятные запахи поднимают настроение, неприятные же вызывают подавленное состояние. Сосуды для благовоний археологи находят в самых древнейших пластах земной цивилизации. В средние века во время эпидемий чумы люди отгоняли Чёрную Смерть ароматами сжигаемых трав, порошков, и даже целые деревья пылали в кострах на улицах городов.
Дизайнер, химик и эксперт в ароматах Сиссель Толаас чуть более десяти лет назад создала для Берлинского биеннале современного искусства инсталляцию «Berlin, City Smell Research». Инсталляция состоит из карты Берлина и ароматов во флаконах для каждого из районов. Эта работа была широко освещена в арт-каталогах, и последний раз она выставлялась в 2011-ом году Нью-Йорке, в Музее современного искусства.
В четырёх районах Берлина авторы собрали архив из более чем семи тысяч разных запахов. В каждом районе были выделены наиболее характерные запахи, которые и стали основой для аромата района. Задачи создать приятные ароматы не было – нужно было стимулировать эмоциональный отклик человека на тот или иной кусочек столицы Германии.
Новое – хорошо забытое старое. Идея ароматов города ещё слишком нова и отнюдь не забыта. В российском варианте она не то что заимствована, а просто неприлично украдена, сворована. Очередной ура-патриотизм, очень и очень далёкий от реальной действительности. Там, где надо проявить смелость, трезвость и яркость мысли, наши руководители в разных областях, будь-то агентство по туризму или по образованию, беспомощны, аки слепые щенята. Но зато фонтанируют идеи экономического, социального устройства, переустройства даже, общества, порой противоречащие элементарному здравому смыслу – лишь бы было не так, как у врагов.
Но, во-первых, никто нам не враг, а во-вторых, хорошие и даже отличные примеры организации жизни людей, проверенные не одним поколением – чем не пример для подражания?
Три года назад жильцы одного из домов в Стокгольме приняли запах забродившей сельди за утечку газа. Сюрстрёмминг, или забродившая сельдь, считается шведским национальным продуктом и деликатесом. На доведение рыбы до нужной кондиции уходит несколько месяцев. В процессе приготовления этого блюда выделяется сероводород – газ с резким запахом протухших яиц. Неприятный и отталкивающий запах сероводорода и побудил жильцов обратиться в пожарную службу.
Почему-то на ум мне пришёл город Мурманск. Но, несмотря на то, что этот город-порт – ворота подачи на столы россиянам норвежской сёмги и исландской сельди, к этой гамме вполне уместно подмешать запах мокрого железа атомных подводных лодок, охраняющих конституционный строй России, и к ним — аромат цветущей тундры с неповторимым привкусом спелой морошки – идеальнейшее сочетание для туалетной воды со скромным названием «Мурманск».
И если в двух с половиной сотнях километров всеми цветами радуги дымит гигантский металлургический комбинат, это уже другая история. И насквозь прожигающие зонты кислотные дожди пусть будут в палитре одеколона «Мончегорск».
Москва пестрит запахами, да только не доставят они, коли будут по-честному заперты в размалёванные триколором флакончики, радости путешественнику.
В начале марта в столице даже начала работу горячая линия для жалоб на неприятные запахи в воздухе. В декабре минувшего года жители Люберец, востока и юго-востока Москвы почувствовали сильный запах сероводорода. Под подозрением оказались около десяти московских предприятий. И отнюдь не сюрстрёмминг делали они!
Бутылочки с укропной водой «Москва», без всякого сомнения, появятся в продаже. Доверчивые туристы, если они к этой минуте останутся в неприветливой и дурно пахнущей российской столице, нахватают себе подобных сувениров. Не матрёшкой же единой жив человек. Но вряд ли поможет сия влага от тяжести в желудке, скорее наоборот, усугубит процесс.
Впрочем, по спецзаказу, во славу правящей партии и лично её вдохновителя, под неусыпным контролем «специалистов» со Старой Площади, продукт получится знатный. Кто бы спорил!
«И затем он стал опрыскивать себя содержимым бутылочки и моментально наполнился красотой, словно сверкающий огонь.
На мгновение они отпрянули из-за благоговения и величайшего удивления. Они чувствовали, что их влечёт к этому ангелу в человеческой плоти… Получасом позже Жан-Батист Гренуй до последнего кусочка исчез с лица земли…». (Патрик Зюскинд. «Парфюмер. История одного убийцы»).
Как бы московскому градоначальнику не переусердствовать, а то, не ровен час, разорвут его на части туристы, обманутые дутыми прелестями столицы России. Да ещё и сожрут. Они ведь, в отличие от нас, варвары и изверги…
«… потёртые плиты пола долго ещё пахнут тухловатым мясом, как их не мой». (Эмиль Золя. «Чрево Парижа»).
Источники: moyaplaneta.ru, lenta.ru, fragrantica.ru,
газета «Вечерняя Москва», 5-12 марта 2015, № 8. Картинка:lampafilm.net