История с географией
Русское географическое общество займётся организацией всероссийского географического диктанта. По заявлению Пескова, диктант позволит ещё больше популяризировать географию. Предложил провести диктант Путин.
Первый вопрос, сразу возникающий – почему диктант? Почему не сочинение? И сразу, учитывая авторство идеи, напрашивается ответ: есть опасность, и довольно серьёзная, что школьники насочиняют что-нибудь не то. Допустят мыслепреступление.
Разного рода коммуникации ныне развиты достаточно хорошо, а российская молодёжь не поголовно получила прививку патриотизма, напрочь убивающую инакомыслие, в лагерях на Селигере и Клязьме.
Диктант – письменная проверочная работа, записывание текста, диктуемого учителем. Это формулировка понятия из словаря Ожегова. Обратите внимание: проверочная работа, записывание текста, текста диктуемого. Диктуемого! Никаких отклонений от генеральной линии партии не то что не допускается – просто не предусмотрено!
Из Российской педагогической энциклопедии: диктант – тип упражнений, используемых для обучения письменной форме литературного языка. Большая Советская Энциклопедия: диктант получил распространение при обучении орфографии и пунктуации. Ни один! Ни один словарь не определяет диктант как способ обучения чему-либо иному, кроме грамматики языка.
Надо думать, что в это странное записывание школьниками диктуемого им текста, тщательно выверенного и утверждённого Кремлём, войдут новые приобретения земли российской, воспеваемые русским географическим обществом: Крым, восточные области Украины, территориальные притязания на Арктику и Антарктику, а также упоение Олимпиадой и отмена визового режима с Гондурасом.
Я недавно делился впечатлениями от шустрой деятельности русского исторического общества по переписыванию мировой истории, так вот общество географическое – то же самое, только вид сбоку – переписывание географии.
Деятели русского географического общества спят и видят, как, дружно пыхтя от блаженства, втыкают кол с наспех привязанной к нему «опрокинутой российской трёхцветкой», по выражению Августа Стриндберга, в макушку планеты, гордо объявляют эту территорию российской, помахивая принятым думой накануне законом, а потом, собравшись в аляповатом кабинете кремлёвского сидельца, задумчиво покручивают растопыренными пальцами гигантский глобус России.
Вот истинная цель пресловутого диктанта по географии – воспитание себе, то есть им, подобных – подобных власти, подобных её гнусности и жадности, бесконечному и несносному вранью, подобных её дутым амбициям. Что это, как не укладывание неокрепших умов в прокрустово ложе политики разврата и злобы? Вытягивание одних – крики, невыносимая боль… И укорачивание других – крики, невыносимая боль… Куда ни кинь – всюду клин.
Не так надо изучать географию. И писать не диктанты, а свободные сочинения. «Проездиться надо», как писал Николай Васильевич Гоголь. Проездиться по России – будет география России. Проездиться по Европе – будет география Европы. Да ещё теснейшим образом переплетённая с историей.
Гора Брокен, например, в Гарце. Когда-то Мефистофель с Фаустом тискали там ведьмочек – это история. Позже под горой проходила граница между ГДР и ФРГ – это география. Всё было секретно, на горе до сих пор огромная вышка – радиолокаторы, связь, защита от врага… А границы уже нет. Лишь плакаты, да заросшие за четверть века дороги в лесу, выложенные бетонными плитами, потрескавшимися от забвения, напоминают о некогда тщательно охраняемом рубеже между социалистическим и капиталистическим образами жизни.
Это — география! А за кремлёвским железным занавесом, задыхаясь, окисляясь в собственном соку, писать под диктовку о величии Мудрого Вождя, якобы денно и нощно заботящегося о приращении земли российской – это не география.
Может, покоя не даёт опыт Германии западной, получившей в одночасье добрую прибавку ресурсов в виде Германии восточной: «… пресс-конференцию 9 ноября 1989 года, во время которой член Политбюро СЕПГ Гюнтер Шабовский на вопрос, когда вступит в силу новое положение о свободе передвижения, ответил: «по моим сведениям оно вступает в силу незамедлительно». Западное телевидение тотчас распространило это сообщение, после чего бесчисленные толпы людей устремились к Берлинской стене… На многих произвели впечатление неожиданная для немцев свобода поведения, отсутствие агрессивности, танцующие люди на стене и всеобщее ликование».*
Тут вам и история, и география. Кстати, расселение славян – тоже и география, и история. «Киевское варяжское княжество конунгов Аскольда и Олега стало зерном того союза славянских и соседних с ними финских племён, который можно признать первоначальной формой русского государства».**
Финские племена постепенно вытеснялись нахрапистыми славянами, уступая им свои территории. Но факты некогда совместного проживания сохранились до сих пор. В языке.
Финский глагол kävellä – ходить, гулять. Очень похоже на слово ковылять. Да? Han kavellee – он ходит, он гуляет, он ковыляет… А вот слово liha в переводе с финского — мясо. Почём фунт lihaa, то есть мяса. Именно так вопрошали продавца мяса. Позже, когда финны ушли, пришёл голод, не стало lihaa, и вопрос «почём фунт лиха?» получил современный нам смысл.
Ещё пример: väki – народ, люди. Исконно финское двусложное слово. Бесконечно напоминает русское слово вякать. Когда славяне пришли и посадили у финнов своих воевод, väki были искренне возмущены воровством и мздоимством начальства, роскошными пирами с оскорблением финских девушек… Народ собирался, пытался защитить свои права, но: «не вякай!», – грозный рык мгновенно осаживал справедливые упрёки. И финские племена ушли…
Воровство, мздоимство и пышные пиры остались, и князь Владимир, тот, давнишний, привыкши к широкой жизни, просто купился на так понравившуюся ему пышность церковных обрядов Византии. Эх, не был он в городе Инсбрук.
Теперь ему поставят памятник – уже подбирают тёпленькое местечко, и будет у нас два Владимира – один в бронзе, другой – на шее. На шее запуганного народа, расхристанного в полнейшем непонимании происходящего в России, подобно камню, что без колебаний утянет в воду художника Перкинса. И нет рядом отзывчивого и внимательного к чужому горю принца Флоризеля, способного помочь сбросить этот камень с шеи. А может и есть, да только не нужна народу эта помощь. Со смирением подойдёт он к крутому обрыву и…
Под дуду хозяев лающей на весь мир России можно сплясать только такой же лай.
Президентский диктант по географии – до чего отвратительно пахнет эта история – очередная грубо сколоченная пропагандистская идея, ничего общего не имеющая с географией.
* – Александр фон Плато. Объединение Германии – борьба за Европу. Москва, РОССПЭН, 2007.
** – В. О. Ключевский. Русская история. Эксмо, 2009 г.
Источник: http://izvestia.ru/news/579103
Картинка: mk.ru. Фото автора.