Московская плесень
«На фестивале «Московская осень» пройдут соревнования по поеданию булок и помидоров. На Новослободской улице 11 сентября состоится «Бублик баттл» – соревнование по уплетанию булок, а 18 сентября в парке Сокольники продет чемпионат мира по поеданию помидоров, который, возможно, будет занесён в Книгу рекордов Гиннесса».
Москва – столица нашей родины. Следовало бы, как учили некогда, написать слово «родины» с большой буквы, но нынче не получается так написать. Потому что ощущения такого нет. Ни от столицы, ни от родины. И, тем не менее, Москва – моя родина. В смысле – малая родина, где я родился.
Сейчас город вызывает всё больше и больше отвращения. Тучами людей, кучами автомобилей, общей атмосферой проходного двора, общежития с общими удобствами и общей кухней, где на столах навалены немытые скользкие сковородки и стоят почерневшие от постоянного недогляда чайники.
«Московская осень», между прочим, для ничем, кроме повышения собственного рейтинга не интересующихся московских властей – это музыкальный фестиваль, смотр, можно сказать, но не сомнительной боевой готовности частей и соединений российской армии, готовой перегрызть горло каждому, косо посмотревшему на незыблемые основы конституционного строя России, а смотр профессионального композиторского творчества, многожанровый музыкальный вернисаж, объединяющий композиторов разных поколений и абсолютно разных творческих стилей, направлений и поисков.
Первая «Московская осень» прошла в 1979-ом. Помните встречу с поэтами в Политехническом музее из фильма «Застава Ильича»? Так же многолюдно, так же захватывающе интересно бывало и на концертах «Московской осени».
Свой музыкальный фестиваль был необходим столице. Почти четвертью века раньше в Варшаве придумали «Варшавскую осень». В социалистической Польше «Варшавскую осень» называли «Островом творческой свободы». Десятилетием раньше Москвы «Ленинградская весна» начала собирать композиторов Советского Союза для показа своих работ, встреч с коллегами, обмена мнениями. Гостеприимная и щедрая «Закавказская весна» вовсю звенела новыми сочинениями, прибалтийские фестивали новой музыки приоткрывали советскому слушателю железный занавес в музыку Европы. «Островом творческой свободы» стала и «Московская осень» – фестиваль премьер произведений композиторов столицы, гостей из других городов Советского Союза и зарубежных стран.
Премьера произведения – это событие, участниками, даже соучастниками которого являются не только автор и исполнитель, но и слушатель. Свободный вход на концерты «Московской осени» подтверждал и подтверждает идею и смысл фестиваля: современная музыка должна быть доступной!
И вот, в новой России, в год XXXVI-го фестиваля «Московская осень» московские власти испоганили славное название праздника новой музыки.
Тщательно спланированную в застенках Кремля операцию по искоренению культуры в России можно разделить на этапы. Один из них – предательство творческих коллективов, получающих государственную поддержку в виде грантов правительства России. В этом году они недополучают 10 % от обещанной суммы. Об этом на заседании коллегии министерства культуры сообщил сам министр культуры.
А ещё раньше, почти 60 лет назад, об этом писал Артюр Онеггер, величайший французский композитор: «Я думаю, что всей нашей культуре, всем искусствам, и прежде всего музыке – суждено вскоре исчезнуть. Часть бюджета, предназначенная для литературы, изобразительного искусства и музыки, становится день ото дня меньше».
Но Европа смогла понять ошибку и исправить её. Обилие музыкальных фестивалей всех рангов, больших, средних и малых симфонических оркестров, хоров – профессиональных и любительских – яркое тому подтверждение. В Австрии, например, на каждые два десятка километров – оркестр. Проезжаешь ещё два десятка – деревенька, а в ней хор. Так что, мсье Онеггер, с культурой в Европе – порядок.
Очередной же этап убийства культуры российской – «уплетание» булок, названное «Московская осень», под грохот незатейливой попсы. Это – вызов обществу, на который нужно симметрично ответить, а не подставлять правую щёку, получив удар по левой.
Про незатейливую попсу, кстати, Онеггер тоже писал: «… мы сделаемся обладателями обезличенного музыкального искусства, сочетанием своей примитивнейшей мелодики с невероятно грубо акцентируемыми ритмами похожего на варварское. Подобное искусство окажется на редкость подходящим для атрофированного слуха меломанов двухтысячного года!»
Атрофирован у россиян, как оказывается, не только слух, но и чувство собственного достоинства. Несколькими днями ранее, на, так называемом, «Дне города» на Тверской улице разыграли театрализованную сценку казни национал-предателя: люди в костюмах солдат русско-французской войны тащили сквозь толпу связанного человека, приговаривая: «Будешь ещё бунт поднимать против государя нашего?!». И всё это позорное действо происходило под одобрительные усмешки прохожих!!!
Если продолжать снисходительно усмехаться подобному идиотизму, то скоро театрализованные сценки казни станут настоящими сценами показательных казней на улицах и площадях городов России: «Будешь ещё бунт поднимать против государя нашего?!»…
Вот так на теле моего родного города, родственные связи с коим тают не по дням, а по часам, поселилась плесень, уродующая Москву и физически – смотреть становится страшно, и духовно – я буквально слышу стоны знакомых с детства улиц, переулков, площадей… А уж вы сами знаете – если в доме завелась плесень, то архинеобходима генеральная уборка с тщательным проветриванием помещения. Не так ли?
Источники: moscow.org, nsn.fm, bfm.ru, izvestia.ru, союзмосковскихкомпозиторов.рф. Картинка: moskva.bezformata.ru.