Дурное дело нехитрое, или подопытный турист
Остап Бендер знал 400 сравнительно честных способов отъёма денег у населения. Наше родное государство применяет, возможно, меньшее количество способов, но делает это гораздо более увлечённо и масштабно, чем незабвенный Остап. И главное, подкрепляет отъём денег такими непробиваемыми аргументами, что человек, сопротивляющийся неправедному обогащению государства в лице его особоуполномоченных граждан, становится преступником.
А ещё наше государство любит пользоваться анекдотичной методикой Сталина. Говорят, что когда Иосифу Виссарионовичу сказали, что с женщины нечего взять кроме того, что она сама может дать, Сталин невозмутимо ответил: «Тогда пусть даст два раза». Государство пошло дальше. Оно за одно и то же может взять и два, и три раза. Пример? Да бога ради.
Возьмём, хотя бы транспортный налог. Собираемость этого налога в среднем по России составляет около 50%. Маловато! Почему же так? А это связано с недополучением в результате предоставления налоговых льгот, отсутствием достоверной информации о владельцах автотранспортных средств, а также с уклонением от уплаты транспортного налога. Ну, с льготами всё понятно: пенсионеры, инвалиды, ветераны. Но ведь с остальным-то порядок навести можно? А зачем? Налог переведён на региональный уровень. Пусть сами в нём барахтаются, пусть сами выцарапывают.
То ли дело – повышение акциза на топливо. Во-первых, близкая к 100% собираемость. Собирать акциз с владельцев автозаправок на порядки проще, чем гоняться за миллионами неплательщиков. Во-вторых, выход огромного количества автолюбителей из тени. Хоть ты и в тени, но даже если ездишь на сумрачном автомобиле, то заправляться всё равно будешь на освещённой колонке. Сказано – сделано. А попутно порекомендовано регионам обнулить транспортный налог, что и было успешно проигнорировано. Так что имеем то, что имеем: и повышенный акциз, и транспортный налог.
И вот – новые поборы. Живые рублики за каждый километр пробега грузовика свыше 12 тонн. Конечно, логика требует строительства и реконструкции дорог, рассчитанных на большую грузоподъёмность. И плюс к этому – навести порядок в ценообразовании строительства, и уничтожить коррупцию в строительстве дорог. Ибо, если и с грузоподъёмностью 12 тонн наши дороги самые дорогие в мире, то при применении стандарта 80 тонн, как в Германии, стоимость 1 км дороги сравняется с запуском пилотируемого космического корабля. Но кому это нужно?! Ведь проще собрать живую деньгу с населения. И мы даём государству уже трижды!
Или, взять, хотя бы, НДФЛ. Да, этот налог составляет всего 13%. Без малейшего признака прогрессии. И доярка тётя Фрося, получающая в месяц 5 тысяч рублей, и председатель правления Группы ВТБ Андрей Костин с годовым доходом 25 миллионов долларов, выплачивают всё те же 13% из своих доходов. И это правильно. Ибо Костин, если его прижать, будет уклоняться от уплаты налога (а как же — нужный и близкий к телу человек), или просто-напросто сбежит в Лондон, или ещё куда. Тётя Фрося же… Ну, куда она от своих коровок денется?! Так что не нужны нам прогрессивные налоги! Лучше мы на пенсионерах сэкономим!
И вот, глядючи на действия тех, кто сидит в Кремле и прочих властных местах, региональные владыки вдохновляются примерами и решают действовать не хуже. Или – не лучше, всё зависит от точки зрения. Да ещё и практическое применение Бендером его профессиональных навыков не даёт покоя. Помните продажу билетов на Провал? С целью восстановления этого Провала, чтобы не слишком проваливался, по словам самого же Бендера.
И вот, Министерство по делам Северного Кавказа, совместно с Минфином и правительством Ставропольского края готовит законопроект о введении сбора с отдыхающих, находящихся на территории курортов от 24 часов до шести месяцев подряд. Называется законопроект «Об эксперименте по введению механизма курортного сбора на территории Ставропольского края». Эксперимент заключается в том, что предлагается ввести плату за пребывание в санаториях, гостиницах, турбазах городов Кавминвод: в Кисловодске, Ессентуках, Пятигорске, Железноводске, Минеральных Водах и ближайших населённых пунктах. За что? А «за пользование курортной инфраструктурой». Размер платы не должен превышать 150 рублей с отдыхающего в сутки. В среднем плата составит по 50−100 рублей с человека в день. Если подопытные туристы не взбунтуются, эксперимент распространится на все курортные зоны России. Кто-то верит в то, что будут взиматься 50-100 рублей при назначенном максимуме — 150?
Естественно, приводятся неубиваемые аргументы в пользу нового побора. Во-первых, ожидается, что это принесёт в казну Ставропольского края около 365 миллионов рублей уже в 2017 году, а в 2021 году — 450 миллионов рублей. Во-вторых, подобный курортный сбор уже существует во многих странах с достаточно развитым туризмом. О достаточно развитом сервисе, по обыкновению, умалчивается.
Вот чем славно наше Отечество, так это ссылками на опыт других стран. Когда нужно у населения изъять какую-то часть их бюджета, тут же сыплются аргументы о европейских ценах, и о процветании, ожидаемом в результате повышения цен до европейских. Но как только нужно что-то реально делать в экономике для улучшения жизни того же населения, то у России сразу появляется свой, особый, уникальный путь развития. Но это – так, мысли по поводу. Кстати, о повышении зарплат до уровня европейских — тоже почему-то ни гу-гу.
Итак, о новом поборе, простите, о сборе. Вы будете смеяться, но Роспотребнадзор, Минпромторг, Минфин, Минэкономразвития, Минюст и другие ведомства считают введение нового налога нежелательным. А Глава Ростуризма Олег Сафонов прямо и недвусмысленно заявил, что туристический сбор может негативно сказаться на развитии внутреннего туризма, а затраты на его введение превысить доходы. «Даже если налог будет маленьким, затраты на его введение и организацию сборов могут оказаться выше, чем прибыль, которую он принесёт», — считает Сафонов.
А вот что думают по этому поводу другие специалисты. Вот, например мнение Сергея Ромашкина, гендиректора туроператора «Дельфин» (специализирующегося, в том числе, на турах в Кавминводы): «В среднем отдых на курортах края длится 12-14 дней, при этом стоимость суточного пребывания в пансионатах и санаториях региона составляет 1,5-2 тыс. руб. без лечения и около 3,5 тыс. руб. с лечением. Исходя из этого, бюджет такой поездки составляет 18-49 тыс. руб., при этом предлагаемый курортный налог достигнет 1,8-2,1 тыс. руб. То есть это приведёт к повышению цены путёвок на 5-10% — это, как показывает опыт других курортов, критичный показатель, способный стать причиной снижения турпотока».
А вот мнение ещё более близкого к курортам Кавминвод человека. Депутат Ставропольской краевой Думы, генеральный директор холдинга «Курортное управление» Николай Мурашко заявил, что является противником идеи курортного сбора с туристов. «Желающих приехать отдыхать на КМВ много, но большинство не может себе этого позволить. Устанавливая сбор, надо понимать, что эта финансовая нагрузка ложится на человека, который к нам приезжает, – увеличивается стоимость путёвки», – говорит депутат. По его мнению, сегодня, наоборот, надо вводить льготы на путёвки, чтобы увеличить количество туристов на Кавминводах.
Как видите, и специалисты в сфере туризма, и даже целые министерства и ведомства против введения нового побора. Но тут нужно понимать, что Ставрополье – дотационный регион. А волшебные слова о том, что это принесёт в казну Ставропольского края около 365 миллионов рублей уже в 2017 году, а в 2021 году — 450 миллионов рублей завораживают и Минкавказа и, тем более, чиновников правительства Ставрополья. И, кстати, ещё не факт, что предполагаемые пополнения краевой казны пойдут на развитие именно инфраструктуры курортов. Дыр-то, которые в крае нужно срочно латать, множество. Так что, вопреки мнениям специалистов, сбор всё-таки будет введён. С вероятностью 99%.
И неважно, что курортный сбор может снизить приток желающих отдохнуть и подлечиться на курортах Кавминвод. Это будет потом. А деньги нужны уже сегодня. Здесь и сейчас.
Источники: deepfinance.ru, forbes.ru, svpressa.ru, politklub.ru, kommersant.ru, kmvtoday.ru. Картинка: krolyasha.ru.