Мать и мачеха
16 апреля, в субботу, на телеканале «Первый» в информационной программе «Время» был показан благостный сюжет о том, как министр здравоохранения РФ Вероника Скворцова открывала в Севастополе первую в России модульную подстанцию скорой медицинской помощи. Попутно было рассказано, какие шаги предпринимает государство для шаговой доступности медицинского обслуживания населения. Как прекрасно, — подумал я. Да посудите сами, разве нет? Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть новостной сюжет. Впрочем, его текст можно и прочесть.
«Вместо аварийной амбулатории, где Валентина Зиновьевна проработала больше 30 лет, — современный модульный фельдшерско-акушерский пункт. Настоящий праздник для врача и полутора тысяч её пациентов в селе Зелёном. Ирине с годовалой дочерью Вероникой больше не нужно ездить в город — за несколько километров. Всю необходимую помощь можно получить на соседней улице.
Ярко-оранжевые ФАПы уже появились в двух десятках сёл. Ещё больше сельских амбулаторий откроется в 2017-м».
Конечно, такое событие — открытие модульной подстанции не обошлось без приятных уху и глазу речей уполномоченных на это лиц. Сама Вероника Игоревна, например, заявила, что «смертность снизилась на 9%, это говорит об улучшении ситуации. Кроме того, до конца года 25% всех медицинских кабинетов и учреждений будут отремонтированы и технически оснащены». Какая благая весть! Приятное приятно слышать!
А в это же время в параллельной вселенной… По словам главы Минздрава Вероники Скворцовой, с мая прошлого года началось последовательное уменьшение смертности в ряде месяцев на 3-4%, и, по предварительным результатам 2015 г., число умерших по сравнению с 2014 г. ниже на 2,2 тыс. человек. Эти цифры прозвучали в феврале на съезде «Единой России».
Однако на самом деле, как рассказала эксперт ОНФ Гузель Улумбекова, за последние три года смертность в РФ не снижается, а растёт. По данным Росстата, общий коэффициент смертности (ОКС), или число умерших в расчёте на 1 тыс. населения, составил в 2013 г. – 13, а в 2014 и в 2015 гг. – по 13,1. «Снижение абсолютного числа умерших на 2,2 тыс. человек по итогам 2015 г. по сравнению с 2014 г. – это лишь 0,1% от всех умерших в стране (1,91 млн человек). На самом деле такие показатели означают, что Минздрав не выполняет целей, утверждённых в госпрограмме «Развитие здравоохранения». Согласно этой программе ОКС должен был снизиться в 2014 г. до 12,8 и в 2015 г. – до 12,5. А в реальности по итогам 2015 г. в 32 субъектах РФ ОКС даже возрос. И, увы, никаких предпосылок к тому, что в 2016 г. смертность в стране будет снижаться, нет. Реальная ситуация в здравоохранении этому не способствует», – отмечает Гузель Улумбекова.
По официальным данным, за последние два года число врачей в государственных и муниципальных учреждениях сократилось на 23 тыс., и это при том, что их дефицит и так уже составлял 22% от необходимого. Число стационарных коек в государственных и муниципальных учреждениях уменьшилось на 81 тыс. (сегодня их дефицит – 30%). Кроме того, сократилось государственное финансирование здравоохранения. По сравнению с 2013 г. в сопоставимых ценах (с учётом инфляции и девальвации рубля) оно снизилось: в 2014 году – на 7%, в 2015 – на 17%, а в 2016 – уже на 20%.
Реформа здравоохранения в России стартовала в январе 2014 года. Под оптимизацию сразу же попали 359 медучреждений, из них 29 больниц закрыли. В 2015 году продолжившаяся реформа подразумевала оптимизацию ещё 472 учреждений из 952, из них должны быть ликвидированы уже 41 больницы. Реформа здравоохранения будет продолжаться ещё 4 года, за это время количество больниц должно быть сокращено на 77%, поликлиник на 7%.
А теперь скажите, как объяснить «Ирине с годовалой дочерью Вероникой», живущих в этой параллельной вселенной, что теперь им получить помощь «на соседней улице» уже не удастся. И даже не удастся получить её «за несколько километров», а придётся добираться до больницы за несколько десятков километров.
И как объяснить им это с учётом геополитических интересов их государства? Да и поймут ли они все эти геополитические резоны? Помнится, в конце 1979 и все последующие годы нам вдалбливали мысль о том, что если бы мы не ввели в Афганистан «ограниченный воинский контингент», то через 12 часов там были бы американские войска. Мы верили… И чем всё закончилось?
Вот и получается, что для крымской Ирины с годовалой дочерью Вероникой Россия – мать. А для такой же Ирины с годовалой дочерью Вероникой, но из параллельной вселенной, откуда-нибудь с Тамбовщины, та же Россия – мачеха. И нужно очень постараться, чтобы доходчиво ответить на вопрос – почему? И, заодно, на другой – зачем?
Источник: 1tv.ru, ria.ru, rusmedserver.com, rrnews.ru. Картинка: pravdamoskvy.ru.