Что говорить, когда нечего говорить
«Что говорить, когда нечего говорить» — фраза, в общем-то, лишённая смысла. Это (для тех, кто не в курсе) слова, которые вразнобой произносили статисты в театре, когда по ходу пьесы требовалось создать ропот народа или просто толпы. Именно этой бессмысленной фразой украинские политологи охарактеризовали выступление президента Украины Петра Порошенко на очередной пресс-конференции. Пётр Алексеевич за почти двухлетний срок своего правления виртуозно овладел искусством уходить от ответов на вопросы, поэтому передать, о чем же, собственно, разглагольствовал гарант конституции, довольно сложно. По сути 90 % информации, озвученной Порошенко, не имеет никакого значения ни для украинцев, ни для Украины. Но, как поёт Елена Ваенга, «не важно, что ты сказал, ведь не важно что, а как». А уж говорить пафосно, с апломбом и даже актёрским надрывом Пётр Алексеевич умеет. И все же попробуем вычленить основные тезисы двухчасовой дискуссии.
Красной нитью через все ответы проходит мысль об очередных «перемогах», «зраде» и, конечно, близости европейского рая. Итак, «перемога» первая – новая коалиция, новое правительство и второе дыхание. Как помним, второе дыхание открывается у украинского парламента и правительства раз в двадцатый, но, как отмечает экс-посол США в Украине Стивен Пайфен «правительство медлит с экономическими реформами и борьбой с коррупцией». Порошенко в очередной раз подчеркнул, что в стране принимаются «самые важные стратегические и тактические решения», но назвать по просьбе журналиста хотя бы одно выполненное не смог.
Начав столь оптимистично, Пётр Алексеевич и далее предполагал рассказывать о великих свершениях и победах, но журналисты начали задавать какие-то неудобные вопросы. Например, почему МВФ отложил предоставление третьего транша на неопределённое время, почему ежедневно лопаются, как мыльные пузыри, украинские банки и даже намекнули, что МВФ не уверен в дееспособности новой коалиции… Корреспондент украинского издательства «Апостроф» Юрий Дощатов хотел бы продолжить свои вопросы, но Порошенко, нервно перебив непатриотичного журналиста, не способного «рассуждать по-украински», искренне заверил, что все идёт по плану и «ситуация стабилизируется». И вообще, что за грязные намёки в адрес главы НБУ, кумы президента?
Кумовство для Порошенко – святое. На днях западные издания The Economis и Die Welt, которые обычно об Украине пишут как о покойниках: или хорошо, или ничего, — опубликовали статьи о «кумовском капитализме». Европейцы удивляются гениальной «трёхходовке» украинского президента. В течение одной недели он смог изменить конституцию, чтобы усадить в кресло генерального прокурора своего кума Юрия Луценко, не имеющего юридического образования, а затем на его место в Раде протащить свою куму Оксану Билозир. На пресс-конференции Порошенко заявил, что Луценко не является его кумом. И это истинная правда, он — кум его жены. Вспомнив ещё об одном куме в правительстве, министре информационной политики Юрии Стеце, Пётр Алексеевич с гордостью заявил: зато народный депутат Алексей Петрович Порошенко не его кум. Он его сын. В то же время Порошенко отметил, что надо брать пример с передовых стран: «Я встречался с премьер-министром Канады Трюдо – он сын премьер-министра Канады. Я встречался с премьер-министром Японии Абэ – он сын премьер-министра Японии». Чем же Украина хуже?
Напомнив украинцам о мощности армии, способной отразить многотысячные орды врага, высказав свой оптимистичный взгляд на вступление в ЕС и заверив, что никаких препятствий к этому уже нет, Пётр Алексеевич остановился и на скандалах. Впрочем, Порошенко утверждает, что никаких скандалов и не было. Вся шумиха – только происки Кремля. Что касается офшоров, то да, они были. Но компания была создана только с одной целью – «отделить власть от бизнеса». А раз это говорит гарант конституции – значит, так и было. Сложнее было откреститься от сайта «Миротворец», опубликовавшего на своих страницах имена с адресами не только «сепаратистов», «врагов Украины», но и фамилии 5 тысяч представителей СМИ, работающих в ДНР и ЛНР. Впрочем, выразив обеспокоенность случившимся, Порошенко заверил послов «Большой семёрки», что журналистам в Украине ничего не угрожает. Ну, разве что расправятся по-бандитски, как с Олесем Бузиной. Но ведь не со всеми же сразу?!
Итак, что же нового узнали украинцы от президента во время пресс-конференции, как жить, на что надеяться? К сожалению, такие вопросы Пётр Алексеевич посчитал слишком незначительными и меркантильными, чтобы уделить им внимание на столь важном мероприятии. Как отметил украинский политический эксперт Михаил Павлив, «Порошенко и его команда творят альтернативную реальность, где в Украине есть «перемоги», почти нет «зрад», где все улучшается и налаживается. В этой параллельной вселенной достижениями являются возвращение Савченко, голосование по судебной реформе и т. д. Все, что никак не отразится на жизни девяноста процентов обывателей, преподносятся как очень значимые события, хотя важность их минимальна».
Источники: unian.net, news.liga.net, rian.com.ua, news.bigmir.net, rian.com.ua, podrobnosti.ua. Картинки: censor.net.ua, biz.liga.net, aif.ua.