Про особый менталитет российский экономики
За последние десять лет увеличение количества аптек привело к последовательной консолидации аптечных сетей, из-за конкуренции растут цены на все значимые виды медицинской продукции, а аптечные точки открываются только в местах с высоким потоком потенциальных покупателей.
Забудьте все, что вы когда-либо слыхали про основные экономические законы. Всякие кривые равновесия спроса и предложения, зависимости возникновения новых рынков от роста компетенций, возрастающие издержки и убывающие отдачи – это для тех, кто бизнесом занимается. Когда же единственный прибыльный бизнес в стране – возможность быстро добежать и сладострастно приникнуть к раздающей длани, формируются доселе неведомые фантомные причинно-следственные связи.
Там, где маржа давным-давно поделена, а наивные предприниматели даже не пытаются глаз своих поднять на запретные для них отрасли, все происходит чинно, мирно, благородно, без выноса конфликтов на всеобщее обозрение. Но не дай бог, где-то еще слышно не охваченное госмонополиями шуршание народных денежек!
Фармацевтический рынок не менее надежен, чем торговля простейшими продуктами питания. До тех пор, пока народ просто с голоду околевать не начнет, бабушки и дедушки будут трясущейся рукой отсчитывать копеечки, покупая вместе с молоком-хлебом и солью-гречкой анальгин-парацетомол и карвалол-валидол. И вот в борьбе за стабильную прибыль для друзей-приятелей Минпромторг не стесняется в рождении новых мемов.
Один из них: «Из-за конкуренции растут цены на все значимые виды медицинской продукции». И никак иначе. Со времен Адама Смита считалось, что конкуренция на рынке способствует снижению цены, а при росте предложений равновесная цена снижается. Но это во всем мире.
В России же наиболее доступные и раскрученные препараты правдами и неправдами давно пытаются протолкнуть на полки продуктовых супермаркетов. Сетевые ритейлеры бесповоротно поделили между собой матушку-Русь, диктуют цены и оттесняют от покупателей мелких фермеров и торговцев, которые могут предложить более качественный и дешевый товар. А вот на фармацевтическом рынке неувязочка вышла. Производители и поставщики, конечно, чьи надо производители и поставщики. Мимо мадам Арбидол мышь не проскочит. Однако региональная аптечная сеть, а в мелких населенных пунктах просто маленькие частные аптечки, нагло уводят из-под важных носов животворящий денежный поток. И это в момент, когда олигархи практически пухнут с голода!
Именно на борьбу с таким беспределом направлена новая инициатива госведомства. Давайте создадим невыносимые условия для частных предпринимателей, которые внимательно следят за спросом приходящих в их аптеки посетителей, подстраиваются по ценовому сегменту, готовы дать консультации по применению препаратов. Они уйдут, им не впервой. А то, что оставшиеся аптеки 2-3 фармацевтических гигантов поделят между собой ценовые сегменты и никогда не отступятся от одинаковых стандартов (в Москве и в забытой богом Северной Тунгуске все будет поровну, «по-честному»), останется проблемой исключительно болеющего населения. И поступления в бюджет, скорей всего, вырастут, и проблем с проверками станет много меньше.
А что еще надо «социальному государству», которому надо сделать все возможное, чтобы до пенсии доживало как можно меньше народу?
Источники: rns.online, tass.ru; картинки: pharmvestnik.ru, kprf.ru, sputniknews.kz