Куда ушла французская галантность?
Со времен Короля-Солнце французы славились умением ухаживать за дамами. Даже ничем не примечательный лавочник осыпал искусными комплиментами свою пассию-трактирщицу, а о дворянах и придворных и говорить не приходилось. В высших сферах общества и образованной прослойке было принято в высшей степени куртуазное обращение с целованием рук и признаниями в духе «Мадам, если вы позволите мне поцеловать хотя бы кончики ваших пальцев, я стану счастливейшим из смертных».
Однако, судя по всему, французской галантности пришел конец. Иначе зачем бы парламенту Франции потребовалось принимать закон, направленный на защиту женщин от «оскорблений сексистского характера»? О том, что нынче такие оскорбления не исключительно редкое явление и не вымысел воинствующих феминисток, свидетельствуют результаты социологических опросов, согласно которым свыше 50 % француженок хорошо знакомы с непристойными предложениями.
Как выглядят подобные предложения и что за ними следует, наглядно свидетельствует нашумевший случай с Мари Лагер, имевшей неосторожность 24 июля оказаться возле кафе на авеню Порт-де-ля-Вилетт. Мари возвращалась с работы, меньше всего желая завязывать новые знакомства, однако ей не повезло: женщина привлекла к себе внимание некоего сексуально озабоченного субъекта.
Если бы все происходило во времена мушкетеров, молодой человек скорее всего произнес бы цветистый комплимент и бросил к ногам Мари розу, но, поскольку встреча состоялась в наши дни, юноша сперва ляпнул гадость с сексуальным подтекстом, а когда девушка не оценила его «остроумие», бросил ей в голову пепельницу. Думаете, этим все завершилось? А вот и нет! После того как Мари сказала незнакомцу все, что она о нем думает, он ударил ее по лицу и скрылся в неизвестном направлении.
Благодаря хозяину кафе, отдавшему Мари флешку с видеозаписью камеры наблюдения, и активности девушки об инциденте узнали 2,1 миллиона человек: именно столько просмотров собрал ее пост в «Фейсбуке». Общественный резонанс не прошел даром: публика взволновалась, борцы за гендерное равенство подсуетились, парламентарии проголосовали. Короче, мадемуазель Лагер пострадала не зря и из искры возгорелось пламя. Однако ни сама потерпевшая, ни депутаты парламента, ни журналисты не обратили внимание на еще одно печальное обстоятельство: хамство хамством, но из полдюжины мужчин, протиравших штаны за столиками уличного кафе, ни один не отреагировал по-мушкетерски. Судя по видеозаписи, реакция мсье ограничилась краткой воспитательной беседой. Что тут скажешь? Нынешние парижане — кто угодно, но не д`Артаньяны. И с этим никакой закон ничего поделать не сможет.
Источники: rg.ru; medialeaks.ru; картинка: nytimes.com