Долгий путь домой
Еще до Нового года, 24 декабря, в Варшаве было официально объявлено о решении польского правительства эвакуировать лица польского происхождения из Донбасса.
Можно представить себе радость людей, у которых появилась надежда покинуть район вооруженного конфликта со всеми трудностями и нередко настоящими трагедиями повседневной жизни. Тем более, что представители польских властей громогласно заверяли: группа репатриантов выедет из Донбасса 29 декабря, а Новый год встретит уже в мирной и спокойной Польше. Оценивалось, что этой возможностью воспользуется около 100 человек из района Луганска и Донецка.
Оказалось, что заинтересованных польским предложением было в два раза больше — около 200 человек. И можно представить себе их разочарование после того, как выезд в объявленный срок 29 декабря был отменен, а одновременно началась карусель таинственности или, по мнению многих поляков, чиновничьего балагана вокруг дальнейшей судьбы этих людей. Не было ни однозначной информации о причинах отмены запланированной эвакуации (говорилось и о том, что польская сторона была застигнута врасплох значительным ростом числа желающих репатриировать, и о необходимости их тщательной проверки, и о трениях на линии МВД-МИД, и даже о том, что в проведении операции помешал… мороз).
Представители польской политической оппозиции быстро открыли двойное дно шумихи и неожиданных событий вокруг этой довольно простой операции. По их мнению, правительство в последний момент решило «приурочить» эвакуацию к… готовящемуся визиту премьер-министра Евы Копач на Украину. Как подчеркивали оппозиционеры, власти цинично и бесцеремонно играют судьбой, безопасностью и, возможно, даже жизнью людей только для того, чтобы из этой операции «сделать большой спектакль, который можно было бы показать по телевидению».
Однако, на наш взгляд, дело обстоит не совсем так, как представляют это польские оппозиционеры, а, точнее, совсем не так. Как нам кажется, польское правительство загнало себя в им же самим созданную вилку.
С одной стороны, во всеуслышание продекларировав поддержку своих соотечественников на Донбассе, правительство Польши отрезало себе возможность пойти на попятную без репутационных потерь. То есть, сказав «А», вынуждено говорить и «Б». Казалось бы, выполните обещанное и, как говорится, будет вам счастье. Но вот тут и начинаются спотыкания о подводные камни.
Во-первых, ратуя за права национального меньшинства (исключительно польского), причем в строгом соответствии декларациям ООН, что, конечно же, характеризует польское правительство положительно, оно же (правительство) полностью игнорирует права других национальных меньшинств, в частности русского меньшинства Украины. Причем права русских в Украине не просто игнорируются. Все попытки противостоять украинскому национализму объявляются польскими властями «происками Кремля», направленными на дестабилизацию Украины. А как еще можно назвать такую узконаправленную «правозащитную» деятельность, если не великопольским национализмом? А это уже чревато последствиями, хотя внешне все выглядит вполне благопристойно.
Во-вторых, судите сами, нужны ли властям Польши 200 источников информации о реальном положении населения Донбасса. Информации, коренным образом не согласующейся с навязываемой польскими СМИ официальной позицией правительства об Украине. Что делать со всеми этими источниками, заклеить рты? Взять подписку о неразглашении? А если взбудораженное рассказами репатриантов с Донбасса население Польши начнет задавать правительству неудобные и неприятные вопросы?
Вот в этом-то и кроются истинные, на наш взгляд, причины столь странной и необъяснимой задержки в так поспешно и оптимистично объявленной репатриации польского меньшинства с Донбасса.
Источник: regnum.ru