Не спрашивай — на что, просто дай денег
О своем возможном уходе из РЖД в связи с нежеланием раскрывать сведения о доходах президент ОАО РЖД Владимир Якунин заявил в интервью «России 24». При этом Якунин подчеркнул, что ему «скрывать нечего», указав на то, что его зарплата устанавливается советом директоров РЖД, а бюджет компании утверждается правительством.
Когда правительство РФ во главе с Дмитрием Медведевым потребовало от руководителей государственных корпораций сделать публичными отчёты о своих доходах, оно думало, что поступает логично. Ещё бы. Государство существует за счёт налгооплательщиков — нас с вами. Любая государственная собственность, в широком смысле, наша. Любой госслужащий фактически является наёмным работником государства, то есть его граждан. Да-да, то, что говорили большевики о «слугах народа» — правда с точки зрения банальной логики. И это, пожалуй единственный из заветов дедушки Ленина, который применяется по всему миру. В том числе и в государственных корпорациях.
На этом можно было поставить точку, если бы не громкий крик, смысл которого сводится к фразе из незабвенного мультика про олимпийского мишку — «Баба-яга против!». Бабой-ягой, то есть автором сего выступления стал президент ОАО РЖД Владимир Якунин.
Вначале он пожаловался журналистам на то, что государство (читай — мы с вами) ему не доплачиваем. «Мы зарабатываем ровно столько, сколько позволяет нам зарабатывать государство. На фоне всех других государственных корпораций и компаний с государственным участием у нас самые низкие заработные платы», – сказал господин Якунин журналистам.
Дальше — больше. Следующая его фраза полна сакрального смысла. Руководитель РЖД заявляет, что не обязан сообщать своим работодателям (то есть гражданам РФ) сколько в реальности он получает и из каких источников. «Это неправомерное вмешательство в мою личную жизнь, – заявил он. – Если государство принимает такое решение, то у меня есть два варианта: либо я подчиняюсь и продолжаю выполнять свои функции, либо я говорю, что меня это не устраивает, пишу заявление, извиняюсь и ухожу в частный бизнес».
Странная логика у уважаемого действительного государственного советника 1 класса. Господин Якунин жалуется на низкую зарплату и тут же оскорбляется задаваемыми государством вопросами. Так, может быть, стоило бы поступить логично — опубликуй данные и благодарные россияне скажут: «А давайте платить больше такому гениальному управленцу». Если ты честный и принципиальный работник, скрывать-то должно быть нечего. Если ты чиновник — государственная служба для тебя должна быть единственным местом работы. Иначе есть риск превращения твоего ведомства в фактический филиал какой нибудь офшорной компании, да не одной. Которая оформлена, например, на твою жену или сына. Поэтому у чиновника заработная плата — основной доход.
Хочется верить, что так оно и есть — что главный железнодорожник страны действительно живёт на одну зарплату. А домыслы журналистов Форбс о его жаловании в 10 млн. рублей ежемесячно ( не считая премии , составившей только за первое полугодие 2014 года более 150 млн.) — попытка очернить репутацию кристально честного человека.
С другой же стороны, юридически Якунин прав: положение о госслужбе на главу железнодорожной монополии не распространяется. И, кстати, именно поэтому «потолок» зарплаты и премии де-факто не могут быть урезаны государством, вопреки всем многочисленным обещаниям властей ограничивать сверхдоходы управленцев государственных монополий. Однако, существуют еще и моральные нормы. Особенно при нынешнем положении дел в государстве. Пример Ли Якокка, Стива Джобса, Марка Цукерберга и других, установивших себе оклад в 1 доллар, в России как-то не прижился.
Источник новости: top.rbc.ru, livelenta.com, aif.ru. Коллаж — автора статьи.