Магическое средство
Российским регионам к настоящему времени вернули уже 200 отменённых ранее электричек, сообщил журналистам замминистра транспорта РФ Алексей Цыденов. Как заявил журналистам вице-премьер РФ Аркадий Дворкович, в ближайшие дни будет полностью восстановлено движение электропоездов, отменённых ранее.
С 1 января 2015 года в 39 регионах было отменено более 300 электричек. В среду, 4 февраля, президент России Владимир Путин потребовал немедленно восстановить работу пригородных поездов. Президент РФ в жёсткой форме раскритиковал Аркадия Дворковича за сбои в пригородном железнодорожном сообщении. «Послушайте, это касается тысяч людей, это касается производства», — сказал глава государства на совещании с членами правительства, комментируя сложившуюся ситуацию. «Вы что, с ума сошли? Несерьёзный подход!» — возмутился глава государства. В РЖД пообещали восстановить движение электропоездов. Причём, пообещали, не урегулировав финансовые проблемы с регионами.
Все ведущие информагентства процитировали возмущённую речь Путина, который раскритиковал работу правительство. Ранее кабинет министров разработал программу, призванную компенсировать убытки пригородных перевозчиков за счёт регионов. На её реализацию из федерального бюджета выделили 25 млрд. руб. Как сказал глава государства: надо было либо строго следить за выполнением программы, либо обосновать выделение больших сумм, но ситуация с полной отменой электричек в регионах – недопустима.
Народ, прильнувший к экранам своих телевизоров, жадно слушал, как президент осуществляет ручное управление экономикой государства в интересах простого человека. «Все во имя человека, все для блага человека», — так звучал один из социалистических лозунгов. Правда, ехидный народ тут же добавлял: «Мы даже знаем фамилию этого человека». Правда, сейчас эта ремарка не так актуальна, поскольку все фамилии «этих людей» знать и запомнить просто невозможно. Но зато мы лишний раз убедились, что без «волшебного пенделя» наше правительство неспособно оперативно решить ни одного существенного вопроса, даже планируемого загодя.
На реализацию своего плана ликвидации убыточности пригородных перевозок правительство запланировало два месяца. После резкого выговора президента вице-премьер Дворкович запросил уже месяц. Но президент выделил только сутки. И процесс пошёл. Да как пошёл!
Смущают некоторые моменты. Почему «волшебный пендель» не был отпущен на день, неделю, месяц раньше? Неужели специально подгадывали момент доведения населения до точки кипения по очередному поводу? И почему разнос был сделан так демонстративно, прямо в объективы телекамер? Неужели специально подгадывали момент, чтобы Президент наш выглядел в наиболее выгодном свете? Ну, не знал добрый царь истинного положения вещей, нерадивые придворные не докладывали. А тут, так удачно, случайно наткнулся на валявшуюся газетку и прочёл то, что от него скрывали. Константин Сергеевич, ау! Как вы там говорили? «Не верю»?
Реформирование РЖД началось в не столь далёком, но и уже не близком, 2001 году и шло поэтапно. Нас, как пассажиров, больше всего могут заинтересовать 2-й и 3-й этапы. Если в ходе второго этапа было запланировано создание ДЗО (дочерних и зависимых обществ) ОАО «РЖД» и снижение перекрёстного субсидирования, то на третьем этапе — создание Федеральной пассажирской компании по перевозкам в дальнем следовании и формирование пригородных пассажирских компаний с участием субъектов Российской Федерации.
Немного расшифровок понятий. Перекрёстное субсидирование – это перекрытие убытков пассажирских перевозок прибылью от перевозок грузовых. Но вот перекрёстное субсидирование прекратилось. Будет ли «дочка» ОАО РЖД работать с убытками? Вопрос – риторический. А как избежать убыточности? Правильно, ценами. В подавляющем большинстве стран железнодорожный пассажирский билет стоит в 1,5-2 раза дешевле авиационного на то же расстояние. У нас же дешевле авиабилета – только плацкартный. Билет в купейный вагон по стоимости уже равен авиабилету. А уж билет в спальный вагон поднят на высоту заоблачную, хотя даёт право на поездку по двум бесконечным железкам не выше уровня земли.
Примерно так же обстоит дело и с пригородными перевозками. Субсидирование закончено, компании должны приносить прибыль. Изначально было задумано участие в работе компаний пригородных перевозок субъектов РФ. Чем же субъект, проще говоря – органы управления региона может участвовать в перевозках? У региона нет ни железной дороги, ни вагонов, ни электровоза или тепловоза. Чем? Деньгами, региональным бюджетом. А так как РЖД – монополист, причём 100%-ный, то и диктует свои условия. А условие это очень простое: «Дайте денег! Не дадите – будем брать с пассажира!». Большинство российских регионов – дотационные, то есть лишние деньги в бюджете на погашение убытков пригородных перевозок могут появиться только из федерального центра. Ну, или большой клад найти.
Вот это, вкратце и простым языком, и есть причина конфликтов между пригородными пассажирскими компаниями (ППК) и региональными властями. Это и есть главная причин так опереточно устроенного разноса. Константин Сергеевич, ау! Как вы там говорили? «Не верю»? Вот и я не верю, что Владимир Владимирович не был посвящён в эти, годами длящиеся дрязги, тем более, будучи председателем правительства.
Между прочим, 4 февраля на совещании у президента отсутствовали премьер-министр Медведев и его первый заместитель Шувалов. Вроде бы, из-за болезни. Однако 5 февраля в Горках Дмитрий Медведев встретился с главами правительств Белоруссии, Армении, Киргизии и Казахстана. И, судя по фотографиям, больным отнюдь не выглядел. Может быть, дал своей болезни «волшебного пенделя»?
Источники: justmedia.ru, pravda.ru, stavgorod.ru, rzd.ru, premier.gov.ru. Картинка: media.nn.ru.