Владимирский централ или широка страна моя родная
«Крупное государственное учреждение, которое является надёжным гарантом социальной стабильности и безопасности в краевой столице…». Как вы думаете, какому именно учреждению посвящена эта фраза? Так депутат Владивостокской Думы Александр Приходько отозвался о СИЗО №1, которое недавно пышно отпраздновало свой 110-и летний юбилей. И подчеркнул: «История Следственного изолятора №1 неразрывно связана с историей Владивостока». А мог бы добавить, что и с историей всей страны.
Народный избранник был искренен в своих словах. Более того, заботливое отношение власти к СИЗО подтверждается вполне материально. На сайте ГУФСИН опубликована информация о том, что завершена реконструкция 4-го корпуса учреждения. Оно хорошо, если бы не одно «но». В это же самое время, согласно сайту Фонда ЖКХ, Приморский край находится среди тех, кто катастрофически не укладывается в сроки выполнения программы расселения аварийного жилья. То есть на тюрьмы средства есть, на жильё «свободным гражданам», увы, не хватает.
Что, в принципе, вполне естественно. Достаточно вспомнить старый анекдот про визиты депутата в школу и тюрьму на протяжении одного дня:
«Школа:
— Уважаемый депутат, у нас тут крыша течёт, в классах холодно. Нам бы денег на ремонт..
— В стране кризис — средств нет, потерпите.
Тюрьма:
— У нас камеры переполнены…
— Срочно построить новый корпус, проверить отопление, кровлю.
Вопрос журналиста:
— Почему на школу денег нет, а на тюрьму есть?
— В школу, батенька, ни вы ни я уже не вернёмся, а вот сюда…»
Действительно, если присмотреться, власти России, особенно последние 100 лет, трепетно относятся к тюрьмам. Оно и правильно. Хозяин зоны живёт сам по себе. Население по-понятиям. При этом население понимает, что стать хозяевами у них не получится. Такая ситуация удовлетворяет большинство. Вначале, конечно бунтовали, устраивали революции. Но сами же революционеры быстро остудили пыл народных масс. Ещё в 1918 году добрый дедушка Ленин в своей телеграмме в Пензу писал (Владимир Ленин, ПСС, т. 50, с. 143): «Необходимо произвести беспощадный массовый террор против кулаков, попов и белогвардейцев; сомнительных запереть в концентрационный лагерь вне города». Вот именно — в концлагерь. А вы думали это фашисты придумали? Ха!
Дальше был ГУЛАГ. Потом, вроде, полегчало. Начиналось всё весело и красиво, как в сказке. Но как в сказке и получилось — чем дальше, тем страшнее. Испугалась родная власть и снова стала сажать. Причём стахановскими темпами. Ещё бы — отвыкнет люд от кнута — страх забудет. Вот и посадили уже в наше время, с 1992 по 2007 год, 15 миллионов человек. Это, извините, 10% нынешнего населения страны. Так россияне понемногу-понемногу пообтёрлись, попривыкли. И смирились.
Не верите? А вы никогда не слушали шансон? Не тот, который chanson в исполнении Пиаф, Реэля, Домиа, а наш, доморощенный, который про «владимирский централ» и «купола». Вы никогда не задумывались, почему в России так любят огораживать всё заборами или сеткой? Даже детскую площадку или газон. В другой стране поставят табличку и забудут. Российский чиновник умнее: обнесёт металлической сеткой. А если уж проход нужно совсем закрыть, распорядится пустить поверх колючую проволоку. И так — везде. Начиная городами, заканчивая государственной границей. Жители большинства соседних стран могут половить рыбку в пограничной реке. Попробуйте подойти к российской границе хотя бы на 100 метров! Дозоры, вышки, заграждения, система сигнализации. Не столько против того чтобы прибегали, сколько от побегов отсюда. Не зря нарушение границы в нашу сторону обозначалось двумя зелёными ракетами, а от нас туда — двумя красными. Вот и получается: заграждения, вышки, охрана, чтобы не сбежали. Типичная зона величиной в 1/6 суши.
А что власть? А власть ценит вклад лагерей в строительство страны. Например, в пресс-релизе о праздновании 75-летия УСОЛЬЛАГА в Перми (2013 год) ГУФСИН указывает: «В январе 1938 года в Усольском ИТЛ НКВД СССР были заложены традиции, которые имеют ценность и в нынешнее время». Обратите внимание — традиции 38-го ценны в наше время!
Да что ГУФСИН! Посмотрите на фото первых лиц. Например, Медведев который здоровается с детьми «с улицы». С детьми, не с озлобленным населением!Различие между этими детьми и специально отобранными для контакта с первыми лицами, подчеркивает, естественно, решётка. И почему-то кажется, что это — навсегда.
Или нашумевшие фото деда Мороза в Самаре, быстро ставшее мемом. Умельцы даже искусственно состарили снимок и «приставили» охранников. Получилось весьма правдоподобно.
Ну да, клеветать на великую страну нельзя. В той же Самаре был и ледяной барьер, без решётки. Да, был. Но вот беда, вообще без любых заборов и барьеров так никто и не пробовал. Страшновато один на один с народом, да еще и без решётки или барьера.
Источники: dumavlad.ru, 25.fsin.su, reformagkh.ru, rg.ru, ru.wikipedia.org. Фото: tjournal.ru. Коллаж автора.