Этот дивный новый органический мир
Правительство внесло в Госдуму законопроект, предполагающий запрет на культивирование генно-модифицированных растений по всей территории страны. За нарушения закона предусмотрены солидные штрафы (до полумиллиона для юридических лиц). Пояснительная записка к проекту сообщает, что «его принятие будет способствовать обеспечению безопасности человека и окружающей среды в процессе генно-инженерной деятельности и использования её результатов».
Последний раз аналогичный законопроект вносился в ГД ровно год назад — в феврале 2014. «Россия должна использовать свой шанс стать мировым производителем экологически чистых продуктов питания. Отрадно, что в исполнительной власти все с большим пониманием воспринимают перспективу превращения России как производителя и потребителя в страну экологически чистых продуктов», — патриотично комментировал запретительную инициативу один из её авторов, сенатор Беляков.
С тех пор Россия получила шанс доказать, способна ли она стать производителем продуктов питания хотя бы для своего собственного населения, и последствия этого прямо сейчас можно видеть во всех супермаркетах страны: после схлопывания импорта и обвала отечественной валюты цены на базовые продукты питания выросли почти вдвое, а мощности отечественного агропрома объективно не обеспечивают даже половины потребностей населения.
Экологически чистые мечты авторов прошлогоднего законопроекта, призывавших нас составить конкуренцию Европе, где «в тоже время (орфография — авторов пояснительной записки к законопроекту 2014 г.) … создано 174 зоны, свободные от ГМО (Австрия, Греция, Польша и Швейцария полностью свободны от ГМО)», разбились о суровую реальность, в которой большая часть территории России по-прежнему относится к зоне рискованного земледелия.
Именно для таких территорий в активе генно-модифицированных растений — более высокая урожайность, характеристики, позволяющие уменьшить объём сельскохозяйственных работ и свести к минимуму применение гербицидов и пестицидов. Многие из них, к примеру, трансгенная соя, культивируются не первый десяток лет, по их применению в пищевой промышленности накоплен массив клинических данных, позволивший ВОЗ ещё в 2005 году официально заявить, что «существующие генетически модифицированные продукты прошли оценку на наличие рисков и вряд ли представляют опасность для здоровья людей». В 2012 году даже одиозный Роспотребнадзор, обобщив данные мировой научной литературы и результаты исследований, проведённых в рамках регистрации ГМО в РФ, пришёл к выводу «об отсутствии каких-либо негативных эффектов для здоровья человека».
Сегодня у нас официально разрешены всего 3 сорта ГМО-сои, 4 — картофеля, 6 — кукурузы, по одному — сахарной свёклы и риса. Для сравнения, в США в производстве продуктов питания применяется более ста линий генетически модифицированных объектов, ГМО-содержащие продукты считаются там безопасными и не маркируются.
Однако даже столь небольшому десанту ГМО удалось объединить в рядах своих противников не только людей, принявших слишком близко к сердцу трагедию черепашек-ниндзя, искалеченных мутагеном, но и представителей самых разных цветов общественно-политического спектра, от православных борцов с модификацией всего, созданного за семь дней и начитанных молодых мамочек, ратующих за органическое питание и холистический подход, до предрасположенных к конспирологии научных работников, заявляющих, что «разговоры о безвредности ГМО — это все закулисные игры. Нас принуждают к ГМО, чтобы мы потеряли свой продовольственный суверенитет» (сотрудник Института биологии развития РАН А. Баранов).
Казалось бы, общественный протест и наличие в рядах противников ГМО таких персон как министр сельского хозяйства Н. Фёдоров и вице-премьер А. Дворкович сводят шансы трансгенных растений закрепиться на российских полях к ничтожным. Но думать, что ГМО действительно будут полностью запрещены, а российские фермеры, вооружившись богоугодными мотыгами и лопатами, начнут выращивать на унавоженных полях органические продукты — столь же наивно, как полагать, к примеру, что в России будут запрещены Visa и MasterCard.
Обычно внесение подобных запретительных законопроектов является сигналом к началу неофициального тендера между зарубежными поставщиками, победитель которого примет участие в создании очередной госкорпорации с гигантским бюджетом, какой-нибудь Общероссийской Высокотехнологичной Системы Расово Верной Генной Модификации.
Будем надеяться, что желающие принимать участие в тендере и умасливать наших суровых власть предержащих действительно найдутся. Если двукратное повышение цен на овощи большинство пока ещё готово пережить, то десятикратный рост цен на «органическую» продукцию может доконать даже самых терпеливых.
Источники: government.ru, russian.rt.com, news.mail.ru. Картинки: dodu.voblin.com, desktopwallpapers.org.ua