Делу время, потехе час
Российские школьники могут лишиться длительных летних и зимних каникул. С инициативой посвящать школьным урокам больше времени выступили чиновники Министерства просвещения. «Мы получаем массу писем от родителей, — рассказала Анастасия Зырянова, директор департамента госполитики в сфере общего образования Минобрнауки. — Они недовольны тем, что за длительные летние каникулы дети все забывают. Ни в одной другой стране таких продолжительных каникул нет!».
Обеспокоенность родителей понятна. Современные мамы и папы своей первостепенной задачей считают обеспечение своим чадам надлежащего уровня развития и образованности. Причём этот вопрос становится актуальным задолго до школы. Сейчас стало модным обучать детей чуть ли не с пелёнок. Не зря ведь набирает популярность метод «глобального чтения», предложенный Гленом Доманом. Учёный разработал специальную программу, благодаря которой можно начинать прививать любовь к книгам даже трёхмесячным детям.
Годовалого малыша дальновидные родители спешат записать в центр развития, трёхлетку – начинают обучать иностранным языкам, в четыре года – заставляют зубрить таблицу умножения, а уж первокласснику остаётся лишь с головой окунуться в океан знаний. Зато велика вероятность, что из ребёнка вырастет ходячая энциклопедия. Детей принято постоянно к чему-нибудь готовить. Сначала полным ходом идёт подготовка к детскому саду, потом к школе, к экзаменам, олимпиадам, поступлению в ВУЗ. А жить-то детям когда?
С времён СССР школьники отдыхали летом по три месяца, причём на получение среднего образования уходило 10 лет. Тем не менее, советская система образования подарила миру и нобелевских лауреатов, и просто выдающихся инженеров, талантливых архитекторов, врачей от Бога и т. д. Станет ли современное образование в России более эффективным, если продлить учебный год и дополнительно нагрузить детей, урезав каникулы?
Да, по сравнению с другими странами наши школьники отдыхают дольше всего. В Германии, к примеру, каникулы длятся полтора месяца, в Великобритании – всего 4 недели. Но не стоит забывать о том, что у нас совсем другая продолжительность светового дня, другой климат, другая температура воздуха. Зимой наши дети идут в школу затемно, возвращаются уже в сумерках. Как в таких условиях добиться от школьников неистового рвения к знаниям? А каково будет детям учиться в сорокаградусную жару летом? Для продуктивного обучения каждый класс нужно будет, как минимум, оборудовать кондиционером.
Лишив детей дополнительно отдыха, мы можем получить обратный эффект – отвращение к школе. Важно не загрузить ребёнка всем подряд, а помочь ему найти себя, определиться с любимыми предметами, выбрать правильный путь в жизни. Вот чему нам действительно стоило бы поучиться у развитых стран. Ни дети, ни учителя не должны в школе высиживать положенные часы, лучше отвести время для самостоятельного изучения того, что по душе. Да и престиж профессии педагога следовало бы поднять, вместе с реальной, а не дутой для отчётов зарплатой, чтобы в пединституты поступали не только те, кому просто не под силу оказались другие специальности. Хорошо бы, чтобы учителя шли работать в школу по призванию, а не только из-за длительного отпуска и, уж конечно, не от безысходности.
Родителей волнует, что школьники забывают за летние каникулы многие предметы. Но ведь человеку и не свойственно держать в голове абсолютно всю информацию, которую он получает в жизни. Мозг — не жёсткий диск компьютера. Пусть сами взрослые вспомнят, как в студенческие годы сразу же после сдачи сложного экзамена напрочь забывали ответы на вопросы экзаменационных билетов по предмету. Принцип «сдал – и забыл» – это своего рода защитная реакция организма на стресс. К тому же, нужную информацию всегда можно восстановить в памяти. Да и нет необходимости помнить все изучаемые формулы и определения наизусть. Масса справочников для того и существует. Главное, чтобы человек знал, когда и как нужно применить конкретную формулу.
Несправедливо заявлять, что дети никак не образовываются летом – списки литературы, рекомендуемой к прочтению во время каникул, пока никто не отменял. На каникулах есть много способов занять ребёнка, задача родителей – правильно и разнообразно организовать детский досуг. Регулярно занимаясь с ребёнком, родители имеют шанс получить в итоге эрудированную, всесторонне развитую личность. Воспитать вундеркинда легко – гораздо сложнее вырастить ребёнка счастливым.
А чиновникам от образования лучше бы присмотреться не к количеству, а к качеству проводимых в школе занятий. Стране нужны думающие граждане. Хотя это тоже опасно. Думающие начинают додумываться до опасных вопросов. А вот помнящие назубок, какой породы была собачка немого Герасима, как правило, более управляемы. Ум и знания кореллируются далеко не всегда. Так что развитие умственных способностей ребёнка — палка о двух концах. Стране нужно одно, государству — другое.
Источники:: mk.ru, newsru.com. Картинка: s1.stc.all.kpcdn.net