Спасение печати, или спасите от печати?
«Всё плохо! Всё пропало!», – впору восклицать кормящейся от печатной продукции братии. Тревожные экономические тенденции последних лет вынуждают работников прессы всё туже затягивать пояса. Но пресса не была бы прессой, если бы не умела давить. (Игра слов: по-английски to press – давить). И вот сам президент, в ответ на настоятельные просьбы, проникающие к нему через все мыслимые и немыслимые щели в кремлёвской стене, поручает правительству помочь горемыкам. Правительство не на шутку озадачилось и приступило к обсуждению мер спасения печатной индустрии.
Все мы хорошо помним, как в советское время наши почтовые ящики пухли от газет и журналов. Уже в семь утра киоски начинали бойко продавать разнообразные «Правды», «Известия» и «Гудки» со свежими новостями. Газет нужно было так много, что даже газетные автоматы частенько пустовали. Технический прогресс изменил всё. Бывшие читатели газет и журналов утоляют информационный голод и удовлетворяют своё любопытство, читая статьи на сайтах или глядя разнообразные передачи по телевизору. Многие люди, с ослаблением идеологического давления и беспросветным ухудшением жизни, стали аполитичными и апатичными, не интересуются информацией вообще. В стране в полной мере удовлетворён спрос на туалетную бумагу и любой человек, если не конченый лодырь, найдёт в ближайшем хозмаге наполнитель кошачьего туалета по приемлемой цене.
Но журналистов меньше не стало. Война товаров, услуг и идеологий призывает на информационное поле битвы всё новых и новых рекрутов. Вот только оружием журналиста служат уже не острый карандаш и пишущая машинка, а клавиатура компьютера и доступ в Интернет. А что же делать владельцам и работникам типографий, почты, киосков – всем тем, кто прежде доносил до нас написанное журналистом и писателем слово? Ведь печатно-бумажную продукцию непосредственно в глаза, как изображение на мониторе, не вложить.
Чтобы разрешить проблему одновременно и рентабельности и доступности печатной продукции, нужно сильно и долго «чесать репу». Предложения правительства просты – больше киосков, больше дешёвой бумаги и вообще – судить о компетентности губернаторов, в том числе, и по обеспеченности точками доступа к источникам информации. А чё, нехай и у них от газет голова болит. Но никто не ждёт от этих мер серьёзного эффекта.
И вот пришли соблазны: «Давайте вернём в газетные ларьки сигареты, давайте вернём в газеты и журналы рекламу выпивки, давайте размещать в газетах всякую ересь, чушь и даже откровенную брехню, пусть за неё отвечает мифический заказчик». Недаром говорят – благими намерениями вымощена дорога в ад. В некоторых странах разрешена проституция, лишь бы она была подконтрольна государству в лице санэпиднадзору и налоговым органам. Где-то открыто продаются, так называемые, «лёгкие» наркотики: больные наркотической абстиненцией меньше страдают и преступность ниже. Хотя, положа руку на сердце, преступность всегда ниже, если преступления просто не замечать. Но, опять же, в выигрыше — бюджет. А есть ещё оружие, торговля людьми и тому подобное. Однако псевдовыгоды — не цель всяких мерзких дел, а нелепое оправдание их.
Журналисты всегда были наиболее изобретательными и деятельными людьми. Выход со временем, всё равно, найдётся. От чего-то придётся отказаться, ведь отказались мы от конных экипажей, лучины и мальчиков для битья. И это будет правильно, потому что прогрессивно. А вот совершать зло, рекламировать зло и распространять зло не будет правильным никогда. Вопреки девизу ордена иезуитов, цель, даже благая, далеко не всегда оправдывает средства.
Источник: lenta.ru. Картинка: hahafan.ru