Бабло за патриотизм
Патриоты бывают разные. Есть те, кто беззаветно любит Родину, готов ради неё пожертвовать многим. А есть, для кого это просто бизнес. Первые, как правило, незаметны. Они просто делают своё дело, не крича всему честному люду о своём отношении к стране. Вторые, напротив, называют себя «государевыми людьми», рассказывая направо и налево, как правильно любить Родину.
Во время испытаний, кризисов отчётливо проявляют себя обе категории. Вот и сейчас. Проявляются все. Возьмём, например, семью Михалковых. Или, если быть более точным, братьев — режиссёров Андрея Кончаловского и Никиту Михалкова. Оба, без сомнения талантливы. Первый за свою жизнь успел сменить четыре гражданства: уехал из СССР во Францию, потом в США и в 90-х вернулся в Россию. Второй оставался дома. И метания брата по странам и континентам, как ни странно, никоим образом не повлияли на его карьеру. Никита Сергеевич любит себя называть «государев человек» и всегда стоит на стороне власти и главы государства. Не столько личности, сколько кресла в Кремле. Такая разница во взглядах долгое время, как чёрная кошка, перебегала дорогу братской любви. Но вот грянул кризис. Пришёл угар громкого патриотизма. Россияне завалили американский Твиттер сообщениями, написанными на американских айфонах о том, что больше НЕ БУДЕМ покупать американское. В Москве, бывало, даже Макдональдсы закрывали.
И тут браться поняли — вот оно! Джекпот, Клондайк, называйте, как хотите. Патриотический угар пройдёт, наступит отрезвление. Как говорится, «Любовь приходит и уходит, а кушать хочется всегда». А что, если под шумок открыть рестораны «русский ответ Макдональдсу»? Дело-то весьма прибыльное. Да, только, вот беда, свои деньжата братьям вкладывать в это дело не хочется. Да и начинать с одного ресторана это как снимать бюджетный короткий метр. Ну, не привыкли наши братья Михалковы (хотя и носящие разные фамилии) довольствоваться малым. Мэтрам кино нужен масштаб! Уж если открываться, то по всей России-матушке. Но, это значит — рисковать. Причём рисковать по-крупному. А вдруг прогоришь?
И тут одному из них приходит гениальная идея. Мы Родину любим? Любим. Ну, по крайней мере, громко говорим об этом! Так вот пусть и Родина нам поможет. И пишут братья письма президенту. И просят ни много ни мало, а почти миллиард рублей (971,8 млн) на открытие сети кафе-кулинарий. Над названием долго не думали. Жена Андрея Кончаловского уже владеет небольшой сетью «Едим дома». Вот на «Едим дома» и захотели мэтры кино получить без малого 20 миллионов долларов (это по курсу). Обосновали это как патриотический порыв. «Цель данного проекта — способствовать импортозамещению и созданию альтернативы западным сетям фастфуда» — написали они президенту. И попросили инвестиций. О будущей прибыли как-то скромно умолчали. Оно и правильно, высокий патриотизм и низменные деньги — вещи несовместные.
А теперь давайте подумаем. Два гражданина Российской Федерации просят на свой частный бизнес (напомню, «Едим дома» — компания Юлии Высоцкой) у государства 20 миллионов. И не как кредиты, а как инвестиции. Да ещё требуют вложиться в рекламу этой самой госпожи Высоцкой – она-де станет «лицом компании». То есть дайте просто так. И говорят, что это импортозамещение. И что это малый и средний бизнес. Так-то оно так, но, сколько предпринимателей, фермеров может претендовать на такой подарок от родной страны? Ах, да, те, кто кормит страну, своими руками собирает урожай — они же «молчаливые патриоты». О них не слышно, они и не просят. Ну, дашь ты фермеру миллиард рублей. Ну, вырастит он картошку, наделает колбасы, надоит молока. Так на картошке этой не напишешь «Россия — великая страна». Внутрь колбасы такую бирку не засунешь. Проще картошку купить у Египтян. Благо, президент уже договорился. А мясо — у белорусов или украинцев, у аргентинцев, наконец — его там много.
А вот ресторан — другое дело. Там такие красивые плакаты и лозунги можно развесить! А готовить американскую котлету, норвежскую рыбу, но непременно под российским флагом! Это дело! Это — истинный патриотизм! И даёт президент поручение правительству — разберитесь в проекте. И берёт правительство дело в рассмотрение. А как же иначе. В России издревле повелось, возразишь царю — себе дороже станет!
Но в каждой бочке мёда есть ложка дёгтя. Сеть такая интересная есть, американцами придуманная, Интернет называется. И вот беда, в этом самом Интернете начал возмущаться люд честной. Незадача получилась. Как же быть правительству: денег братьям на патриотизм надо дать, но так, чтобы выглядело, как отказ, вроде бы к народному мнению прислушались.
Но в правительстве умные головы сидят. Придумали. Прессе сообщили «Михалковым денег из бюджета не дадим». Оно то так. В Бюджете РФ пока что не появится строки «миллиард для Михалкова», Но не дать из бюджета напрямую — ещё не значит отказать совсем. Суть проста. Государственный банк, по данным РБК Сбербанк, даёт льготный кредит на 700 миллионов под государственные гарантии. То есть, если братья обанкротятся, то с них взятки гладки. Государство гарантировало — государство и заплатит. А что братья? А они своё уже получили. Деньги на частный бизнес есть. Повторю — на их собственный бизнес, а не «государево дело». Прибыль, если такая будет, достанется им (проценты по льготным кредитам под госгарантии — мизерные). А если Бог даст, и рубль ещё упадёт, так ещё лучше, и проценты и кредит инфляция съест.
А обычный фермер, который своими руками кормит страну, и дальше будет мечтать о кредите хотя бы в миллион, да не в долларах — в рублях. Естественно, про государственные гарантии и низкие проценты он и заикаться боится. Что логично. Фермер — обычный патриот. Он доказывает любовь к родине каждый день, просыпаясь с рассветом и засыпая с закатом. Он кормит страну. И молчит. А деньги идут к тем, кто громче всех кричит про любовь к России-матушке. Вот и выходит, чем громче кричишь, тем больше имеешь.
Реклама — двигатель торговли. Братья ещё раз доказали это, продав свою «любовь к Родине» по высшим расценкам.
Источники: kommersant.ru, russian.rt.com, top.rbc.ru. Коллаж автора