Благочестивый снос
Праздники бывают у всех, как и дни рождения. Это относится как обычным людям, так и к святым. Ну, и к святителям тоже. Причём, им-то самим (святым и святителям) совершенно всё равно, когда и как отмечаются их дни рождения и дни тезоименитства. Как писал Роберт Рождественский в своей поэме «Реквием»: «Это нужно не мёртвым, это надо живым».
Жил в XIX веке епископ Православной Российской Церкви (не путать с РПЦ) Феофан. В 1866 году, на пике своей церковной карьеры, Феофан удалился в Вышинскую пустынь Тамбовской губернии, а в 1872 году, вообще, ушёл в затвор, то есть, в уединение. Во время затвора написал сборник проповедей, книгу лекций, занимался переводом богословский книг на русский язык. В общем, когда никто не мешает, можно заниматься творчеством весьма плодотворно.
А ещё существовал и действовал в Тамбовской губернии Успенский Вышенский женский монастырь. Какая связь, спросите вы, тем более, Феофан не имел никакого отношения к монастырю, тем более – женскому? Минуту терпения.
Так вот, жил-поживал себе монастырь с XVI века по век XX, когда в 20-е годы, в благовременье, и был закрыт. Движимое и недвижимое имущество монастыря было национализировано, а монахи выселены. Территория обители использовалась (последовательно), как лесное хозяйство, совхоз по свиноводству, детский городок. А в 1980 году в строениях монастыря обосновалась областная психиатрическая больница. Естественно, с персоналом, который здесь же получил жильё и стал понемногу обустраиваться. За многие десятилетия люди обзавелись амбарами, сараями, огородами, приватизировали дома и землю под ними. Подчеркну — приватизировали на совершенно законных основаниях.
Жизнь шла своим чередом. В стране начинался церковный ренессанс. В 1988 году состоялась канонизация Феофана Затворника, которая привлекла внимание общественности к заброшенной Вышенской обители. В 1990 году, часть зданий была передана церкви для организации женского монастыря. А 2002 году состоялось торжественное перенесение мощей святителя Феофана в Вышенский монастырь.
В 2011 году больница «переехала» в новое построенное здание, а её бывшие и настоящие работники так и остались жить в монастыре.
Но тут, внезапно, как снег на голову коммунальных служб, подкралось 200-летие со дня рождения Феофана Затворника. Жители Выши так же внезапно узнали, что их дома вдруг оказались на федеральной земле, а они стали её «незаконными захватчиками». Тут началась целая эпопея: людей просто напросто стали выгонять из собственных домов, запугивая, предлагая продать добротное жилье за копейки, аргументируя тем, что вскоре они могут вообще оказаться на улице, не получив ничего взамен… Напомню, приватизация проходила на законных основаниях и в соответствии законодательству!
Конечно же, для масштабного празднования юбилея православного святителя неоднократно собирался целый штаб государственных (!) инстанций. (Позволю себе напомнить, что Россия – светское государство). На одном из заседаний особое внимание участников было уделено теме расселения граждан, проживающих на территории Вышенского монастыря. «Очень важно работать с каждой семьёй в индивидуальном порядке, – отметил Первый заместитель председателя правительства Рязанской области Сергей Самохин. – Уверен, что нам удастся разрешить сложившуюся ситуацию». Но всем известно, что благими пожеланиями вымощена дорога в ад. Прямо в адское пекло.
Долго ли, коротко ли, но расселение жителей монастыря не происходило. Да и все подсобные городушки этого населения стали мешать производимым в монастыре работам. Тем более, к юбилейным торжествам совершенно необходимо построить большую автостоянку, поскольку праздничных гостей ожидается много. Да и сам монастырь, по российской традиции похожий на пряничный дом, в обрамлении хозяйственных построек смотрелся бы как-то нелепо. У нас ведь как? То, что внутри, не особо кого-то заинтересует, ну разве что апартаменты руководителя. Но снаружи всё должно быть красиво! И чем более высоких гостей ожидают, тем «красивше»!
Сначала загорелись заборы. Позже подъехал экскаватор и начал сносить все эти сараи и сараюшки, курятники и телятники. При этом присутствовали глава Куплинского сельского поселения Кострыкина Валентина Николаевна, заместитель начальника местного отделения полиции – они просто стояли и смотрели. А фактическим руководителем, точнее, руководительницей всего этого погрома была матушка Вера, настоятельница монастыря. Думаю, комментарии здесь излишни.
В общем, подготовка к празднованию идёт полным ходом. И чем ближе к празднованию, тем более ударными темпами. В общем, всё как всегда. Лес рубят – щепки летят. И, как всегда, амплуа щепок выпадает на долю рядовых граждан, не обременённых властными полномочиями. И, как всегда, им пообещали и компенсации за утрату имущества и жильё взамен монастырского. И, как всегда, обещанного придётся ждать, вопреки поговорке, не три года, а неизвестно сколько.
Кстати, дата празднования вызывает некоторое недоумение. Торжества намечены на лето 2015 года. Однако все исторические источники утверждают, что родился Феофан Затворник (в миру — Георгий Васильевич Говоров) 10 января 1815 года. Это как?
Но больше всего удручает отношение государства к своим гражданам. С большой натяжкой, но ещё можно было бы понять, если бы государство реставрировало памятник архитектуры или культуры под его же (государства) эгидой. Но когда светское (!) государство, под маркой празднования одного из многочисленных религиозных (!) святых и святителей ущемляет в правах собственных граждан…
Трижды прав Евгений Евтушенко, 15 лет назад написавший: «Я Родину люблю свою, но государство — ненавижу!».
Источники: ru.wikipedia.org, vidsboku.com, ru.wikipedia.org, mediaryazan.ru, rv-ryazan.ru. Картинки: vidsboku.com