Благодать по предоплате

DeclarationПротодиакон Андрей Кураев опубликовал на своей страничке в «Живом Журнале» документ, название которого вызвало у священнослужителя недоумение. Речь идёт о попавшем в поле зрения Кураева «указе» правящего архиерея Сыктывкарской и Воркутинской епархии РПЦ епископа Питирима, адресованном настоятелям всех местных приходов.

В прилагаемом к «указу» списке обозначены различные виды «жертв на требы» и указана их стоимость. Среди них, например, — освящение квартиры. Освятить одно- или двухкомнатную квартиру стоит в нынешнем году «от 1000 рублей». Трёхкомнатная обойдётся на 500 рублей дороже, а далее «и т. д.». Освящение офиса дороже, чем квартиры: «отправная точка» — от 2000 рублей. Освящение машины — под стать квартире (от 1000 рублей).

О корыстолюбии и стяжательстве отдельных служителей церкви не писал только ленивый и не подшучивал только человек с патологическим отсутствием чувства юмора. Взять, хотя бы, одиозные льготы церкви по ввозу в Россию спиртного и табака. Сами же церковные иерархи во главе с тогдашним патриархом поняли, что это — немножечко слишком, и отказались от таких льгот. Но как-то само собой произошло так, что эти корыстолюбивые «отдельные служители» стали общей системой РПЦ.

Доходы религиозных организаций от «совершения обрядов и церемоний», а также от «продажи религиозной литературы и предметов религиозного назначения» составили в 2013 году 4,6 млрд рублей. Такие данные зафиксировала официальная статистика Федеральной налоговой службы. У мусульман и многих других конфессий магазинчики с религиозной литературой и символикой юридически не относятся к мечетям, и там не принято проводить какие-либо религиозные обряды, похожие на те, что проводятся в русских церквях. Поэтому данные ФНС относятся именно к РПЦ.

Может быть кто-то этого не знает, но религиозные организации вчистую освобождены от следующих налогов:

  • земельного налога на земельные участки со зданиями религиозного и благотворительного назначения (Налоговый кодекс РФ ст. 395 п. 4);
  • налога на имущество, используемого для религиозной деятельности (Налоговый кодекс РФ ст. 381 п. 2);
  • налога на прибыль от доходов, полученных в связи с совершением религиозных обрядов и церемоний и от реализации религиозной литературы и предметов религиозного назначения (Налоговый кодекс РФ ст. 251 п. 1 пп. 27).

Но это так, к слову. Сейчас не о налогах речь, хотя торговля в церковных лавках процветает вовсю. Безучётно и бескассово.

Между прочим, цены, которые назначаются в храмах или монастырях, это примерная сумма пожертвования, причём добровольного. Любой человек вправе подойти в храме к свечному ящику и заказать любую требу: венчание, соборование, отпевание и так далее. И служители храма обязаны принять её, а священнослужители — исполнить совершенно бесплатно. Это официальная позиция церкви. Но попробуйте применить её на практике. Вам просто откажут. Поверьте, я знаю, о чём говорю.

При попытке заказать какую-либо из церковных треб, вам настоятельно порекомендуют сделать «добровольное пожертвование», в соответствии с прейскурантом, причём в этом перечне будет стоять минимальная сумма пожертвования. Больше – пожалуйста. Но пожертвовать нужно будет предоплатой. Утром — деньги, вечером – то, что вам нужно.

Предположим, во вполне взрослом возрасте вы, вдруг, прозрели и решили креститься. Так бывает. В этом случае, кроме оплаты обряда, нужно будет приобрести в церковной лавке пару книг соответствующего содержания, крестильную рубаху (не обязательно, но весьма желательно), крестик, лучше, конечно, серебряный, из тех, что предложат в той же лавке. И после этого – милости просим к купели. Причём книги, которые вы приобретёте, на форзаце будут иметь надпечатку о том, что это – подарочное издание и продаже не подлежит. Ну, о количестве и стоимости свечей из той же лавки, можно и не упоминать, хотя цена их тоже не копеечная. Цена, а не себестоимость, ибо знающие люди говорят, что рентабельность производства свечей – на уровне 1800%.

Ну что мы всё о деньгах, да о деньгах. Ведь в вышеупомянутом «указе» есть ещё кое-что интересное. Ну, например, развенчивание. Это как? Не в церкви такого обряда! Есть процедура снятия церковного благословения на брак, но никакого обряда при этом не проводится. Просто человек приходит в церковное управление и приносит справку из гражданского суда о том, что брак расторгнут. Никаких денег при этом не предполагается. Нигде и никому. И действий ритуальных никаких не нужно. Так что архиерея Сыктывкарского и Воркутинского можно поздравить с новацией. Всё — в соответствии с планами модернизации, объявленной, в своё время, бывшим (а возможно и будущим) президентом России.

Любопытно было бы посмотреть, каким же образом происходит обряд развенчивания. В Сыктывкаре хор поёт не «Исайя, ликуй», а «Исайя, горюй», или бывших супругов водят вокруг аналоя в обратную сторону и задом наперёд, или они свечки тушат, а не зажигают? Неисповедимы пути твои, Господи! А служителей твоих — ещё неисповедимее.

Ну, и ещё некоторые особенности церковного документа. Так называемые, «добровольные пожертвования» каждый приход устанавливает сам. Попытка ввести это централизованно противоречит всем церковным канонам. Как и издание самого указа – прерогатива высших иерархов церкви. Ну что ж, какова страна, такова и церковь её. От вертикали власти никуда не убежать. Ни в свет, ни в религию.

2015 лет назад фарисеи официально обвинили Христа в именовании себя царём иудейским и в желании разрушить старый храм. Но был ещё один пункт, о котором не очень любят распространяться. Он изгнал их Иерусалимского храма торговцев, которые приносили этому храму немалый и стабильный доход. Вы поняли, к чему я клоню? Sapienti sat.*

*Sapienti sat (лат.) – умному достаточно.

Источники: newsru.comrusnovosti.rudiak-kuraev.livejournal.comkritix.ruizvestia.ruru.wikipedia.org. Картинка: kis-kisych.users.photofile.ru

  • Elena Krylova

    Понятно, что очень легко возмущаться описанным прейскурантом
    церковных услуг. И громко кричать при этом, что церковь освобождена от налогов.
    Но ведь и верующие тоже освобождены от церковной десятины. Это ведь тоже своего
    рода налог, согласно которому прихожане должны пожертвовать в храм десятую
    часть своих доходов. Мало кто добровольно хочет делиться. А как же в таком
    случае церкви, не получающей никаких дотаций от государства, выживать прикажете?
    Только научившись зарабатывать и заниматься бизнесом!

  • Юлия Скиба

    Ну а что? Церковный «бизнес» тоже существует. А для чего нам конкуренты? Религиозные организации живут по тем же законам.

  • Лилия

    Религия – это отличный бизнес. Получается, что без денег даже идти в церковь не стоит. А вот Богу какая разница где куплены свечи, сколько человек заплатил за крещение или венчание? Правильно, никакой. Священники – это обычные люди, которые выше всего ставят деньги и возможность их заработать. А вот руководство церкви должно пресекать все попытки такого заработка. Хотя вряд ли это случится в ближайшее время, ведь доход от церковной деятельности идет именно в карманы высшего духовенства. Такая себе денежная пирамида.

    • Всё как в светской жизни: нижестоящие заносят вышестоящим. Начальство обижать не рекомендуется. Все живые, все хотят жить хорошо.