Политическая история или историческая политика?
Конец февраля ознаменовался набором феерических заявлений российских чиновников в адрес Украины. Съеденных и распятых младенцев, рабов на востоке мы ещё помним. Это были настоящие шедевры тупой пропаганды. Но темы подобных сенсаций понемногу иссякли. Нужно срочно искать новые. И вот, в предпоследний день месяца первый заместитель руководителя фракции «Единая Россия» в Госдуме Франц Клинцевич заявил следующее «Похоже, Пётр Порошенко решил теперь приватизировать князя Владимира Красно Солнышко, крестителя Руси». Прочитав эти строки, признаться, слегка впал в ступор. В голове крутилось: «Приватизация — форма преобразования собственности, представляющая собой процесс передачи (полной или частичной) государственной (муниципальной) собственности в частные руки». И это определение как то мало вязалась с личностью, которая умерла 1000 лет назад.
Заинтересовался. Прочитал новость внимательнее. Так вот оно! Оказывается, П. Порошенко издал указ «О чествовании памяти князя Киевского Владимира Великого», в котором говорится, что князь Владимир Великий создал средневековое государство «Русь-Украину»». А возмущение российских политиков связано с упоминаниями термина «Украина». Бог ты мой, нашли что вспомнить. Если уж начать копаться в истории, то Владимир был князем киевским. Да, Украины тогда не было. Но не было и России. То, что было, мы называем Русью. Но сами себя они в то время называли Киевским княжеством. Московский государь впервые назвался русским князем всего лишь в 1517 году…
Но стоит ли ворошить прошлое. Память князя Владимира могла бы стать поводом для прекращения информационных перестрелок. А там, глядишь, постепенно и мир настанет. Тем более что в мире давно ввели понятие «всемирное культурное наследие». Никто не думает делить Кафку, Гёте, Микеланджело, Да Винчи. Они принадлежат всему человечеству. Так и с Владимиром. Стоило бы порадоваться, что чтить его память будут и в Украине. А то, что самостоятельно — так не всё ли равно! Владимир Великий такой же русский, как и варяг, белорус или украинец. Ах, обидело название само наименование указа? Так из песни слов не выкинешь. Как был он не Московским, а Киевским, так и остался. Тем более, господа хорошие, что же вы раньше-то молчали?
Дата, знаменующая крещение «Руси-Украины» была введена в соседнем государстве в 2008 году с утверждением официального праздника. (В России день крещения Руси, к слову, был официально утверждён двумя годами позже). И на протяжении всех этих лет и президент РФ, и премьер-министр, и патриарх РПЦ (не говоря уже о депутатах) не раз посещали Киев, участвовали в празднованиях и чествовании памяти св. Владимира. И все 7 лет фраза «Русь-Украина» не коробила слух? А осознание того, что с 1991 года Владимир считается одним из основателей страны, позже ставшей Украиной, вам спать не мешало? А то, что княжеский герб стал гербом соседней страны? Значит, до поры, до времени, всё это было для вас нормальным?
И вдруг, вот те на! Обиделись. Заявлениями сыпать начали. Ещё бы, ведь в России-матушке решение о праздновании 1000-летия памяти Владимира было принято раньше. Вот уж действительно анекдотично: раз мы первые придумали, то так же, как мы и делать надо. Господа, а вы не думали, что чужое государство (пусть даже соседнее) само вправе выбирать, как называть даты и праздники, когда назначать и как праздновать?
Общность истории, тем более такая долгая, должна служить диалогу, но уж никак не обвинениям. На то она и общая. Одна. Единая. Хотя и на два государства.
Но если уж взялись упрекать Киев, то подумайте, в годовщину смерти Владимира, может быть, стоило бы и в Ватикан протест послать. Ну, в крайнем случае — отправить группу Стрелкова в Базилику св. Петра. Ведь там, в северном пределе храма на старых фресках страшная крамола написана — изображение князя. Да ещё и со своим неполиткорректным гербом. Ну, явно, враги там окопались. Ещё 300 лет назад идеологическую диверсию совершили! Как так? У религиозного недруга — наш князь на стенке базилики нарисован! Не потерпим, не отдадим!
А может быть, лучше всё-таки успокоиться, поздравить соседей, и предложить отметить вместе. Пусть не по одному сценарию, пусть не за одним столом. Но с таких шагов, говорят, и мир с дружбой начинается. А там, глядишь, и до горилки с водкой, да под сало с чесночком дело дойдёт, да под дружеский тост. Сало, оно ведь тоже общее, единое, как его ни засоли!
Источники: tass.ru, ru.wikipedia.org. Коллажи автора.