Не забываем оплачивать проезд!

Piket

Больше недели продолжается эпопея с вводом нового сбора с водителей большегрузных автомобилей. Внимание всех СМИ привлекли протесты дальнобойщиков, а массовые акции прошли по всей стране. Где-то всего лишь немного пошумели, где-то перекрывали трассы или создавали проблемы для дорожного движения. Но больше всех отличились дальнобойщики в Тольятти. Там возмущение вылилось в поджог офиса компании, которая должна взимать плату за проезд. Сообщается, что офис полностью сгорел, среди прочего уничтожено множество компьютерной техники. Что называется – пустили красного петуха.

Возмущение водителей и владельцев транспортных компаний понятно – кому понравится платить лишние деньги? С другой стороны, можно понять и представителей государства, поскольку, по словам чиновников, эти деньги пойдут на ремонт дорог, которые сильнее всего разбивают именно тяжёлые большегрузные автомобили. Именно таких грузовиков и касается нововведение – оплачивать проезд придётся только водителям или владельцам машин с массой от 12 тонн и выше. На словах всё вроде бы правильно, «по-европейски». А на деле?

Среди доводов против звучат слова о том, что деньги, как всегда, разворуют. И ведь что характерно – верит в подобные обвинения большинство наших сограждан. Да и как тут не верить, если сами чиновники дают к этому все основания? Начнём с того, что взиманием платы призвана заниматься частная компания, одним из владельцев которой по совершенно случайному совпадению является сын известного околокремлёвского олигарха Аркадия Ротенберга. Так сказать, денежка к денежке. Но это ещё цветочки. Самое интересное было озвучено представителем министерства экономического развития.

Замглавы министерства Олег Фомичёв рассказал, что его ведомство предлагало снизить плату до самого минимума – 0,97 рубля за 1 км. Ниже уже нельзя. Объяснил государев человек и почему нельзя. Потому что именно эта сумма идёт концессионерам, т.е. частной компании ООО «РТ-Инвест транспортные системы», или попросту РТИТС. А концессионеров обижать нельзя, и именно поэтому, по словам Фомичёва, нельзя и откладывать на полгода взимание новых поборов.

Чиновник явно хотел смягчить накал страстей, однако своими неосторожными словами он только подлил маслица в огонь. Ведь это что же получается? Нам тут рассказывают, что назначение нововведения – поддержание в порядке автомобильных дорог, включая их ремонт. Мол, большие тяжёлые грузовики сильнее всего разбивают дорожное полотно, вот пусть их владельцы и платят! А теперь оказывается, что государственные мужи вообще согласны на то, что никаких доходов бюджет не увидит – лишь бы капали по 97 копеек с каждого километра в карман сыну Ротенберга! Потому что нельзя обидеть концессионера!

В таком случае, за что же тогда должны платить водители? Ответ, оказывается, на удивление прост, логичен и даже по-своему красив. Водители будут платить за то, что компания РТИСТ будет осуществлять подсчёт того, сколько ей должны заплатить!

Мол, считали ребята, трудились? Компьютеры закупали. Офисы открывали. Людей нанимали. Вот за это всё – и платите! Какой во всём этом смысл – понять совершенно невозможно. То есть создаётся структура на всю страну, смысл которой – собирать деньги с водителей на поддержание существования самой себя. Ну, и конечно какая-то «копеечка» будет капать владельцам этой структуры. Невеликая такая копеечка – всего-то по 0,97 целкового с каждого километра!

Впрочем, кто-то в правительстве всё-таки понял всю абсурдность такого положения вещей, поэтому плату установили в размере 1,53 рубля за километр. Мол, и на дороги тоже что-то пойдёт, не всё же — в карман Ротенберга-младшего. Это конечно радует – что от суммы нового сбора государству достанется аж целых 37%! А на долю частной компании – всего-то какие-то жалкие 63%. Чтобы им жизнь мёдом не казалась.

Собственно, на этом можно было бы и закончить статью. Но и само введение нового сбора не прошло гладко. Несмотря на бравурные рапорты о том, что всё уже готово и можно спокойно платить и работать, жалобы полились рекой. Система регулярно зависала, водители не могли оплатить проезд, не могли вовремя получить карты или трекеры. В несколько лучшем положении оказались владельцы крупных транспортных компаний с сотнями или хотя бы десятками грузовиков – они просто позаботились обо всём задолго до часа X. Однако и от них можно было услышать немало нареканий. У некоторых оплата за одну и ту же карту снималась со счёта по 6–7 раз! А в Сибири ряд перевозчиков решил вообще приостановить работу на несколько дней, пока всё не утрясётся.

И последний штрих в истории, как вишенка на торте. Вся эта дорогостоящая и, как нам говорят, очень умная система по имени «Платон», оказывается, не может распознавать иностранные номера! А значит, водители на иностранных автомобилях ничего платить за проезд по российским дорогам вообще не будут. Получается, что наше правительство облегчает конкурентные условия ведения бизнеса не для своих граждан, а для иностранцев! Впрочем, удивляться этой накладке на общем фоне уже и не приходится.

Источники: rbc.ru, vz.ru, rosbalt.ru, news.rambler.ru, gazeta.ru, politobzor.net, bbc.com, interfax.ru. Картинка: kv.dn.ua.

  • Почему не обойтись единовременным налогом или аналогом, судя по развитию событий — хорошо то хорошо, да ниче хорошего.

Другие материалы рубрики: