Быкобой, который мы возродили

В советские времена очень любили сравнивать ситуацию в экономике с 1913 годом. Мол, в 1913 году было выпущено 4 млн проката, а в 1970-ом — в 20 раз больше. И так по основным позициям: зерну, древесине, нефти, углю, цементу. Почему был выбран именно 1913-й? А потому что этот год стал последним мирным, предвоенным. А потом понеслась — сначала Первая Мировая, потом одна революция, вторая, Гражданская война, тиф, «испанка»… И вот сейчас в некоторых аспектах российское общество возвращается именно в благословенный 1913-й.

Недавно стало известно, что в селе Большая Коча Пермского края собираются провести славный народный обряд под названием «Быкобой». Корни этой доброй традиции уходят в седую древность, в языческие времена. Обряд представляет собой заклание быка и призван задобрить местное коми-пермяцкое божество — Ена. Когда-то очень давно из леса и окрестных рек-озёр ушла вся живность: птицы, звери, рыбы. Погоревали местные жители, да и принесли Ену жертву. Всё сразу же и наладилось — и зверьё вернулось, и рыба заплескалась в водоёмах.

Организаторы подчеркивают, что мероприятие традиционно проводится в трудные времена. Очевидно, сейчас именно такие и настали. Страна и так в кольце внешних врагов — санкции всякие, а тут ещё и окопавшиеся внутри вредители то пенсионный возраст поднимают, то НДС. Вот и решили жители села Большая Коча принести в жертву бычка.

Последний раз до революции обряд проводили в 1913 году, а уже в следующем его запретили. В эпоху «тоталитарного режима» о подобных языческих жертвоприношениях и речи быть не могло. И вот сейчас, в свободные демократические времена, селяне решили вернуться к старой проверенной практике. Это будет уже четвёртый Быкобой за последние 25 лет. Что особенно интересно — один раз быка перед закланием освящал местный священник. Такое вот трогательное единение РПЦ и старых языческих верований.

Особой пикантности ситуации добавили сообщения, что праздник Проллавер вместе с Быкобоем будет финансироваться из бюджетных средств. Однако пермский Минкульт тут же открестился от подобных инсинуаций. Действительно, средства на приуроченный к дню святых Фрола и Лавра народный фестиваль Проллавер выделены. Однако в программе мероприятия никаких жертвоприношений не значится. А поэтому резать бычка и обливаться его кровью местные жители будут исключительно за свои «кровные».

Ну что ж, хоть так. И батюшки на заклании в этот раз скорее всего не будет. А с другой стороны — что-то молитвы в последние годы ни спутникам с ракетами особо не помогают, ни многострадальной российской экономике. Может, хоть бычки окажутся более действенным средством? Ну хуже уж точно не будет, верно?

Источники: rosbalt.ru, rus.azattyq.org, parmanews.ru, ru.wikipedia.org, nexplorer.ru.

  • Татьяна Горская

    Да, жертвоприношение, это немножечко кроваво, что ли. Но если люди считают такое действо своей местной культурной традицией, то зачем так сгущать краски — пусть развлекаются. Быков вон на скотобойнях каждый день убивают, а мы едим и ничего, не вернулись в дохристианские времена или в благословенный 1913.

  • adianon

    Жаль что не возрождается традиция читать книги и принимать все решения за себя, от сегодняшнего «развития» становится мерзко.

  • serge

    Сравнивать ведь нужно не только цифры статистики, которые в те времена частично могли быть утеряны и не отражены, а в современное время приписаны, но уровень технического развития.