Deja vu…

stalin111124 марта начнётся проверка автономной некоммерческой организации (АНО) Мемориальный центр политических репрессий «ПЕРМЬ-36» на статус иностранного агента. Об этом 18 марта в своей информационной ленте сообщило агентство ТАСС. На первый взгляд ничего странного. Ну, зашёл ум за разум у законодателей. Ну, приняли они в 2014 году закон «об иностранных агентах».

Оно бы ладно, но в случае с «ПЕРМЬ-36» возникает ощущение deja vu. Всё дело в истории организации. Данный музейный комплекс был создан как лагерь-музей ГУЛАГ и политических репрессий. Сотрудники организации собирали и систематизировали данные о преступлениях большевиков против собственного народа в 1929-1956 гг. Кстати, подобное учреждение было единственным в России. И это при том, что от сталинских репрессий пострадали, по меньшей мере, 11 млн человек. Из них более половины прошли через ГУЛАГ. А умерло в лагерях, только по официальной статистике 1,6 млн. Это не считая казнённых. Тех же, кто был расстрелян с иезуитским приговором «10 лет без права переписки» эта статистика не учла.

Но оставим грустную статистику в покое. Нас интересует, что же произошло с комплексом «ПЕРМЬ-36»? А всё просто. В стране поменялись подходы к истории. Сталина в школьном учебнике уже пытались назвать «эффективным менеджером». Был скандал, через год учебник изъяли из системы образования. Но сам человек, виновный в смерти, как минимум, 1,6 миллионов своих сограждан, перестал преподносится массовой культурой как палач. Посмотрите современные фильмы. Работники НКВД, СМЕРШ — сплошь и рядом — герои. 00_matrona_stalinА Сталин, в худшем случае, нейтральный персонаж. Тот самый, который говорил про отбывших свой срок и освобождённых из ГУЛАГа следующее: «Мы плохо делаем, мы нарушаем работу лагерей. Освобождение этим людям, конечно, нужно, но с точки зрения государственного хозяйства это плохо». Вот уж действительно, эффективный менеджер. Да что уж там, в Санкт-Петербурге образ этого товарища даже на православную икону попал. Причём не у раскольников, а у «правильных» священников, в приходе РПЦ…

Ой, вновь ушёл от темы. Причём, всё-таки, «Пермь-36»? Музею просто не повезло. Он стал неудобным свидетелем, и для начала его перевели в краевое подчинение. А далее чиновники озвучили гениальную мысль — сменить профиль мемориала. Теперь он должен стать не Мемориальным центром политических репрессий, а «музеем исправительной системы».

То есть рассказывать не о репрессиях, пытках, смертях заключённых, а о геройской и самоотверженной работе надзирателей. Тем более что и антураж уже создан: лагерь есть, камеры тоже. И переделок -то — по минимуму. Убрать материалы про тех, кто сидел. Немного подчистить экспозицию, сместить акценты на героизм сотрудников НКВД, которые своей грудью защитили Родину! Вот это правильно! Вот это по-нашему! Ведь посмотришь телевизор — все вокруг враги! Все фашисты! Слава доблестным сотрудникам ЧК — ОГПУ — НКВД — МГБ!

Да вот беда, руководители стран, пострадавших от фашизма, почему-то не спешат приехать в Москву на пышные майские торжества. Совсем плохо. Идеологическая диверсия какая-то.
А тут ещё и работники музея «Пермь-36» некстати протестовать начали. Да ещё как — трезвонить не только внутри страны (тут-то им быстренько клапан перекрыли — ни один федеральный канал информацию не дал), но и кричать соседям «Помогите!».  Петиции какие-то в сети Интернет предлагают подписать! Кое-кто из-за рубежей приехал, помощь начал предлагать. Вот тут-то закон об иностранных агентах и пригодился. Не умерят пыл историки, примут помощь — станут таковыми. А в том, что «справедливая проверка» вынесет нужный вердикт, сомнений почему-то нет.

Да вот беда, авторитет России это никак не укрепит. Скорее наоборот. Deja vu – скажут иностранные историки. Deja vu – повторят политики. Deja vu – скажет иностранец при встрече с россиянином. И, увы, будут правы. А почитаем-ка сочинения Сталина. Или, если быть точным, доклад на Пленуме ЦК ВКП(б) 3 марта 1937 года. Там он как раз говорит о необходимости усилить борьбу с агентами иностранных государств и врагами народа. Сходства терминологии не замечаете?

«Пермь -36» собираются назвать пока что «иностранным агентом». Следующая фраза, исходя из исторической логики «враги народа». А там, глядишь, и сам музей пригодится. Не как музей, а по своему изначальному назначению. Deja vu, господа!

Источники: tass.ru, ru.wikipedia.orgria.ruru.wikipedia.orgria.rumarxists.orgru.wikipedia.orgmeduza.io, tvrain.ru. Коллаж автора

  • Honey

    Ну нет в истории государственности СССР изначально положительного персонажа. Все, пришедшие к власти шли по костям и крови. Потому как — кормушка — она всегда выглядит заманчиво. Касаемо борьбы с агентами. Если есть прецеденты возникновения закона, значит он нужен. Единственно, облекать такие законы нужно в новомодные оболочки. Старые пахнут нафталином.