И огнь, сокрытый и глухой, слова и строки пожирает…*

levaiКак уже общеизвестно, фильм «Левиафан» Андрея Звягинцева будет представлять Россию в номинации «Лучший фильм на иностранном языке» премии Американской академии киноискусств. Реакция российских властей разных уровней на международный успех нового фильма Андрея Звягинцева «Левиафан» показывает полную растерянность.

Министр культуры Владимир Мединский, который на премьере фильма в Каннах его сдержанно раскритиковал, а после награждения «Левиафана» «Золотым глобусом» даже высказался о «высоком мастерстве наших кинематографистов и их признании на международном уровне», после номинации картины на «Оскар» дал интервью газете «Известия», в котором повторил практически все прозвучавшие ранее в России претензии со стороны «православно-патриотической» общественности. Однако, сейчас хотелось бы порассуждать не о фильме, о который уже сломано немало копий, а о самом министре культуры.

Говорят, что история развивается по спирали. Только витки этой спирали повторяются на новом уровне развития этой самой истории, на новом уровне развития человеческой личности. Как поётся в известной песне: «Всё выше, и выше, и выше!». Оно и понятно, иначе история развивалась бы по кругу. Впрочем, есть страна, и вы все её хорошо знаете, где история движется именно по кругу. И диаметр его весьма невелик: примерно лет семьдесят-восемьдесят. Но обо всём по порядку.

Когда, без малого два года назад, наш президент назначил Владимира Ростиславовича Мединского министром культуры, культурное сообщество испытало лёгкое недоумение. Немецкая газета Die Welt прямо написала, что Мединский может быть министром культуры геббельсовского типа. И дело не только во внешнем сходстве. Из последних усилий министра, направленных на разрушение русской культуры, – громкое заявление по итогам премьеры фильма режиссёра А. Звягинцева «Левиафан»: «Фильмы, которые не просто заточены на критику действующей власти, а откровенно ее оплевывают (это, кстати, неуважение к выбору налогоплательщиков), наполнены духом безысходности и бессмысленности нашего существования, не должны за счет налогоплательщиков финансироваться».

Министр отметил, что нынешний курс его ведомства подразумевает сокращение количества финансируемых из бюджета фильмов, при значительном увеличении субсидий для картин, получающих государственную поддержку. Государственный кинематограф в истории уже был. И не раз. И не только у нас.

В 1933-ем году молодой еще – 35 лет – Пауль Йозеф Геббельс стал министром, точнее, рейхсминистром народного просвещения и пропаганды Германии, одновременно заняв должность президента имперской палаты культуры. Герр Геббельс подчинил культурную жизнь страны – прессу, кино, театр, радио, спорт – национал-социалистическим идеалам и стал диктатором нации от культуры. В мае 1933 по инициативе Йозефа Геббельса в немецких университетах было совершено публичное сожжение книг – горели произведения братьев Томаса и Генриха Маннов, Бертольда Брехта, Франца Кафки, Лиона Фейхтвангера и многих других, проповедовавших идеи свободы и гуманизма. Не пощадили даже Гейне и некоторых других классиков германской литературы.
Именно Йозеф Геббельс написал 10 заповедей национал-социалиста:

1. Твоё отечество зовётся Германией. Люби его превыше всего и больше делом, чем не словах.

2. Враги Германии – твои враги. Ненавидь их всем сердцем!

3. Каждый соотечественник, даже самый бедный – это частица Германии. Люби его как себя самого!

4. Гордись Германией! Ты должен гордиться отечеством, ради которого миллионы отдали свои жизни.

. . .

9. Верши, что нужно, без стыда, когда речь идёт о новой Германии!

10. Верь в будущее! Тогда ты станешь победителем!

В присяге рейхспрезиденту Геббельс сказал: «Я клянусь приложить все силы на благо немецкого народа, соблюдать конституцию и законы рейха, добросовестно выполнять возложенные на меня обязанности и вести мои дела беспристрастно и справедливо».

Я не знаю, что сказал в присяге президенту 42-х летний министр Мединский, но, можно предположить, что и он торжественно обещал соблюдать конституцию и законы рейха, ой, простите, Российской Федерации. Видимо, исполняя присягу, Владимир Ростиславович не в первый раз отказывается поддерживать культурные проекты, не вписывающиеся в русло государственной идеологии.

А теперь замените в заповедях доктора Геббельса слово Германия словом Россия…

1. Твоё отечество зовётся Россией. Люби его превыше всего и больше делом, чем на словах!

2. Враги России – твои враги. Ненавидь их всем сердцем!

. . .

9. Верши, что нужно, без стыда, когда речь идёт о новой России!

Чем не лозунги и речёвки с очередного съезда «Единой России»? По-военному однозначно, безапелляционно, безальтернативно, чётко и ясно:
«Рраз, рраз, рраз, отрряд.
Грромче гррома ррявкнул рряд:
Урра-а-а, урра-а-а!
Марршал рруку прриложил к фурражке,
Рратным крриком рразомлела рряшка.
Дурра-а-ак! Дурра-а-ак!».

В докторской диссертации по истории Владимир Ростиславович рассуждал о проблемах объективности в освещении российской истории второй половины XV – XVII веков. Автор ставил себе целью тщательнейшим образом вычистить клевету из свидетельств иностранцев о России. Что ж, время идёт, научные интересы доктора ширятся, ныне он уже замахнулся на очистку российской истории в веке двадцать первом, и, как видим, не только от иноязычной клеветы.

Примерно в то же время, то есть параллельно с деятельностью Геббельса в Германии, в Советском Союзе тоже наводили порядок в кинематографе: крайнее неприятие смешения жанров, жёсткий контроль над формой и содержанием. В 1937-ом году работу над лентой Сергея Михайловича Эйзенштейна «Бежин луг» остановили приказом по Главному управлению кинематографии по идеологическим соображениям. Режиссёр сетовал, что до завершения съёмок ему оставалось всего лишь пара недель. После просмотра в черновом монтаже отснятый материал был забракован, а кинопленки смыты.

В Третьем Рейхе все без исключения фильмы перед широким показом обязательно просматривали в Министерстве пропаганды. Министерство культуры Российской Федерации, видимо, отчаянно хочет возродить эту практику, властвовать над умами и чувствами людей, как и восемьдесят лет назад…

Что ж, напомню пункт 6 из 10-ти заповедей единоросса: «Тот, кто обесчестит Германию, ой, простите — Россию, обесчестит тебя и твоих предков! Направь кулак против него!»

* – строка из стихотворения Ф. И. Тютчева

Источник: fontanka.ru, newsru.com. Картинка: yandex.ru