Как Матиас Руст Москву закадрил
30 лет назад, 28 мая 1987 года в центре Москвы у храма Василия Блаженного приземлился легкий самолет, управляемый немецким пилотом 18-летним Матиасом Рустом. Как выяснилось, он прилетел из Хельсинки, благополучно обойдя всю мощную систему советской ПВО.
Вот так легкомысленно, суетясь между уже торжественно прошедшим Последним звонком в российских школах, тревожно-воскресным Днем пограничника и предстоящим Днем защиты детей, мы позабыли о юбилее события, оставившего отпечаток в истории России и всего мира.
Даже в том самом 1988 году, когда у простого человека раздваивалось сознание от кооператоров и «вареных» джинсов, от того, что мышлЕние вдруг стало мЫшлением, от вытащенных из секретных архивов сверхсекретных документов, от «Взгляда» и правды об Афгане, такая новость потрясла всех. Народ, который прочно усвоил: «ни пяди», «догоним и перегоним», «до основанья и затем», — вдруг осознал, что его гордость, его армия не смогла или не захотела его защитить от смешного немецкого парня в очечках (сейчас бы обязательно отметили, что он был похож на Гарри Поттера).
Самое страшное заключалось в том, что он не собирался взрывать Кремль, убивать генерального секретаря ЦК КПСС, даже не планировал красть наши важные военные тайны. Он просто прилетел. Прилетел посмотреть на страну и доказать себе и всему миру, что здесь его не затравят медведями, не расстреляют на месте, не будут долго пытать в казематах. Он поверил улыбчивому и болтливому вождю некогда страшной-престрашной «империи зла» и оказался прав. В стране тогда еще Советов жили обычные люди: они были любопытными и веселыми, смущенными, но доброжелательными. И даже полицейские (ах, да, тогда они были милиционерами) слегка растерялись, но потом героически исполнили свой долг и арестовали нарушителя государственной границы, «закрытого неба» над столицей и спокойствия обывателей.
В это сейчас трудно поверить, но Русту не пришили шпионаж, экстремизм с терроризмом (тогда и слов-то таких не знали). Он получил 4 года за хулиганство, из которых отсидел год.
А потом случилось еще одно чудо. Его Родина, многострадальная Германия, снова стала единым государством. И парень неожиданно сам для себя (или он именно этого и хотел?) стал мостиком из Рейкьявика, в котором впервые встретились Горбачев и Рейган, к тому волшебному дню, когда Берлинская стена вдруг перестала существовать. Возле нее больше не стреляли на поражение в тех, кто улепетывал от счастливой социалистической жизни, не обменивали шпионов, не ненавидели друг друга.
А ведь этого всего могло и не быть. Нашелся бы упертый майор, который взял бы на себя ответственность и расстрелял бы ракетами легкокрылую «Сессну» вместе с её безалаберным пилотом. Ему бы даже орден за это выдали какой-нибудь. Или медаль. Вот только пьянящей свободы тогда стало бы чуть-чуть меньше. И яркий майский денек оказался бы не таким радостным.
Источник: svoboda.org. Картинки: stena.ee, russian7.ru, gorby.ru.