Как рождаются шедевры, или Очень лаконичная книга

1400757497_1778806417Вначале было Слово… А после? Да и после, в общем-то, тоже было слово! Так чего же тут мудрить? По крайней мере, так считает омский поэт Илюбай Бактыбаев, издавший тиражом в тысячу экземпляров книгу, уникальную по объёму и содержанию. Объём книги — 18 страниц, включая предисловие.

Шедевр изящной словесности авторства Илюбая Бактыбаева под названием «А после было слово» состоит только из слова «Да-а-а-а- …», напечатанного на 14-й странице. До этого текста — объёмное предисловие с объяснениями автора о сверхидее книги. Идея написания этого литературного произведения возникла у омского служителя муз после общения с отцом, который воевал на фронтах Великой Отечественной войны. Пройдя всю войну, вспоминая пережитое, он всякий раз задумчиво произносил: «Да-а-а-а…»

Подумать только, насколько богатым и многогранным в плане идейного содержания может быть детище стихотворца, состоящее всего из одного слова. В этом протяжном «Да-а-а-а…» сокрыт пестрейший калейдоскоп человеческих чувств, а уж вторых и третьих смыслов в нём – как у дурака махорки! Тут вам и тоска по прожитым годам, и разочарованность, и чувство безысходности, усталости и даже некая самоирония. Но этот краткий плод вдохновения не лишён и ноток оптимизма и надежды. Частица «да» сама-то по себе выражает согласие. Вот если бы стихотворец взял за основу своего труда слово «нет», то вышла бы своеобразная «драматическая поэма» – пожалуй, самая лаконичная в истории литературы.

Илюбай Бактыбаев решил не нагружать читателя негативными эмоциями. К чему, вообще, давить на бедного читателя и обременять его своими идеями? В книге нет ни излишнего нагромождения творческих приёмов, ни ненужной витиеватости и вычурности изложения. Сочинение предельно легко воспринимается. После моментального прочтения можно бесконечно долго рассуждать о том, что же, всё-таки, хотел донести до читателя автор. Правда, столь искусному стихоплёту стоило бы указать где-нибудь мелким шрифтом, в скобках, с какой интонацией следует декламировать сей опус. Впрочем, с другой стороны, и в этом тоже есть свой плюс: каждый раз, с новым настроением в произведении откроются новые нюансы. Ведь если произнести «да-а-а-а…» медленно, с придыханием и лёгкой сексуальной хрипотцой, то у слушателей могут возникнуть самые, скажем так, неожиданные ассоциации. А если звонко, с оптимизмом, то прямо пионерским лозунгом прозвучит.

Книга только вышла в свет, а о ней уже вовсю говорят, наизусть цитируют и по несколько раз перечитывают. Работу, конечно, сложновато оценивать с точки зрения высокой поэзии, хотя подобные «вещицы» то и дело появляются в мире искусства и вызывают в обществе всплеск обсуждений. Например, в 1998 году вышел «легендарный» роман с говорящим названием «Пробел» Баяна Ширянова. Как чётко подметил сам автор, его искромётный перл читается на одном дыхании. Кстати, произведение писалось специально для конкурса «Арт-Тенета 98» и его обсуждение составило в общей сложности 500 000 знаков текста. То есть, в 500 000 раз объёмнее самого произведения

В 2012 году другой писатель – Евгений Гордеев – опубликовал книгу «Как заработать миллион». Она также содержала всего одно слово – «работать». Лапидарно изложенная универсальная программа любой личности, стремящейся к успеху.

«Мысль и речь не успевают за переживанием вдохновенного», – так считал известный представитель русского футуризма Алексей Кручёных. Поэт в своё время тоже всколыхнул публику своим необычным стихотворением:

Дыр  бул  щыл
убеш  щур
скум
вы  со  бу
р   л   эз.

Причём стремительная скорость вдохновения одновременно с неторопливостью мыслей присуща не только любимцам литературной музы. Из каждого утюга звучат песни с текстом наподобие «хали-гали, паратруппер» или «ты кидал таки-таки-таки да, ты кидал таки-таки да да». И, кстати, представители старшего поколения лукавят, когда утверждают, что такое слушает только молодёжь. Вспомним хотя бы заводные строки из репертуара Надежды Кадышевой: «ай да-ри-да-да-да-a, ай да-ри-да-да-да-a» или всеми любимые «эй-дыр-дыр-дера, айна-на-на-на». Да один только бессмертный хит группы «Ногу свело» чего стоит, который называется «Рамамба харамамбуру». С таким же текстом.

Похожая ситуация и в живописи. За миллионы долларов успешно продаются картины художников-абстракционистов, выполненные в технике откровенной мазни.

Например, картина «Картина (Собака)» Жоана Миро.                            Или «Белый огонь I», Барнетта Ньюмана.

612 79

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А «Чёрный квадрат Малевича? Уловил человек тенденцию тяги к непонятному и сотворил шедевр. До сих пор, с 1915 года, критики спорят, какой смысл в него заложен. Пока насчитали 10. Так что у приведённых выше шедевров всё ещё впереди.

Главное, придумать для своего шедевра оригинальное название, необычную историю создания – и можно смело демонстрировать свой талант на мировом аукционе.

Сочинял бы Илюбай Бактыбаев безукоризненно отточенным хореем привычные стихи, вместо своего «Да-а-а-а», скажем, на основе мемуаров отца, то, скорее всего, никто бы его творением даже и не заинтересовался. А вот абсурд и эпатаж в искусстве, и уж, тем более, простота подачи, всегда заметны и бурно обсуждаются. И какое раздолье для деятельности и заработка у литературных критиков сразу появляется! Причём спорить можно будет до хрипоты и до скончания времён. И каждый будет по-своему прав.

Творческой личности стоит взять на заметку простое правило: не приходит муза – зови на помощь фантазию и абсурд. Беспроигрышный коктейль. Великий шедевр создастся сам собой. Да-а-а-а…

Источники: otr-online.rulenta.rumixstuff.ru. Картинки: cs5.pikabu.rumixstuff.rumixstuff.ru.

  • Данил

    На полезное, красивое, поучительное мозгов бог не дал, а славы хочется. Вот и торгуют собой, как куртизанки. Бездушные, аморальные существа!

    • Elena Krylova

      Ну что Вы, уважаемый, куртизанки же трудятся в поте… э-э-э, ну, Вы поняли – того самого места, которым они и зарабатывают. Так что слава этими дамами по полной программе заслужена. А вот каким местом подобные авторы зарабатывают, для меня не менее загадочно, чем содержание его «произведения». Не головой, так это точно.