Конституционный суд и призрак вольнодумства

justiceСудья Конституционного суда Николай Бондарь выступил с заявлением о том, что Российские губернаторы не могут отменять прямые выборы мэров «для достижения необоснованных преимуществ политической силы» или «создания произвольных преград общественно-политической деятельности своих оппонентов». Это особое мнение было опубликовано 16 декабря под постановлением КС о муниципальной реформе. В нем большинство судей признали отмену прямых выборов мэров законной.

Бондарь в основном согласен с коллегами, но предлагает дополнительные условия, которые помешают региональным администрациям полностью сокращать право народа на выборы. Например, отменяя прямое голосование, губернаторы должны учитывать «степень концентрации населения и материально-финансовых ресурсов», «наличие объектов государственного значения», роль конкретных муниципалитетов в жизни регионов, считает Бондарь. Кроме того, субъекты федерации должны чётко объяснить в своих законах, почему отменяют выборы мэров.

Неделей ранее с подобным же заявлением выступил и другой член КС, Александр Кокотов. И его заявление было выдержано в более резких тонах. В своём особом мнении Кокотов признал, что КС должен был признать закон «Об общих принципах организации местного самоуправления» вообще неконституционным. «Установление способа избрания главы… превращается в формальность… Главой муниципального образования может стать кандидат, не проходивший горнило выборов, не получивший мандат доверия непосредственно от избирателей. Таким образом, субъекты Российской Федерации получили действенное средство влияния на подбор глав муниципальных районов и городских округов», – пишет судья.

Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления», точнее, поправки к нему, оспорили в КС ряд депутатов Госдумы и лидеры оппозиции из регионов. И надо заметить, что подписавших обращение в КС было ни много ни мало, а сразу 90 человек одних только депутатов. И что же?

1 декабря КС установил, что «безальтернативная модель может применяться в отношении региональных столиц, городов, отдельных городских поселений, муниципальных и внутригородских районов. И только в более мелких поселениях субъект должен предложить жителям несколько вариантов организации местного самоуправления, включая прямые выборы». А если расшифровать это на более доступный язык, то это означает вот что. Во всех крупных городах, включая региональные столицы, в крупных районных центрах и городских районах глава администрации может, по желанию губернатора и его аппарата, не избираться большинством населения, а просто назначаться из числа депутатов соответствующего уровня.

А учитывая практическое засилье в числе депутатов представителей партии власти… Тем более что выборы, в основном, проводятся по партийным спискам. В конечном итоге получаем во главе города не того, кто пользуется поддержкой населения, а ставленника губернатора и его команды.

Напомним, что ещё в мае 2014 года Путин подписал поправки к закону «Об общих принципах организации местного самоуправления», дающие регионам право выбора механизма формирования органов власти в городах, в том числе отменять прямые всенародные выборы мэров. Естественно, это было преподнесено, как очередное высшее достижение российской демократии. Ну, а как же, «Всё – во имя человека, всё – для блага человека». А фамилию этого человека будет определять не население, а глава региона – губернатор (читай – администрация президента).

Регионы тут же радостно  кинулись переходить в новую, в соответствии с реформой местного самоуправления, реальность. Тем более что самой конфигурации власти практически это не очень-то и коснётся. Среди городских властей эта реформа почти не встречает сопротивления.  Будем говорить прямо — даже избранные мэры в большинстве городов  подчинены губернатору. Исключение составляют те города, Точнее, столицы регионов, где мэр остро конфликтует с губернатором. Теперь же, с введением поправок, острые углы можно будет не то, что бы обойти, а просто спилить.

Но, что интересно, само население, сами-то люди хотят прямых выборов. Но когда прямые выборы отменяют, то они относятся к этому равнодушно: «Хотели бы выбирать, но нет — и ладно». Привыкли к тому, что от них уже ничего не зависит. Нет у нас обратной связи. Пожаловаться на ЖКХ хоть самому президенту можно. Реально воздействовать на власть – нет. И с каждым принятым законом, с каждой введённой поправкой власти всё дальше и дальше отрываются от тех, кому «служат», поскольку с каждым принятым законом, с каждой введённой поправкой усиливается зависимость власти от тех, кто «наверху».

Но даже не об этом речь. Основные функции Конституционного суда, по положению, рассмотрение судебных дел, связанных с анализом законов на предмет соответствия основному закону страны, его толкование. И не только  соответствия букве, но и духу Конституции. Но в решениях КС частенько просматривается соблюдение только сухой буквы. Так и в этом случае. КС, в соответствии с буквой не ограничил избирательные права граждан. Он всего лишь разрешил уменьшить поле применения этих прав, что уже является нарушением духа Конституции, то есть права граждан избирать. И при помощи ухищрений властных структур поля применения этих прав постепенно, но неуклонно урезаются, не только в законе о местном самоуправлении. И всё это происходит под одобрительные вердикты КС. Конституционный суд просто-напросто выхолащивает дух Конституции.

Но самое интересное – то, что даже членам этого ручного, даже карманного суда, их положение бессловесных одобрителей сиюминутных задумок властей уже начинает надоедать. В КС появляется вольнодумство. Судьи начинают задумываться о будущем. Взять того же судью Александра Кокотова. Вот о чём он предупреждает: «Социологические замеры показывают, что гражданам сегодня вроде бы безразлично, избираются их главы или нет, и как определяется структура органов местного самоуправления. Но это сегодня. А что будет завтра? Если есть устойчивое недовольство жителей (спрос), то обязательно найдутся те, кто его канализирует, объясняя все урезанием прав местного самоуправления (предложение)».

То есть он понимает, что когда люди массово начнут задавать вопросы: почему их лишили права самим выбирать себе градоначальников, губернатор (читай – администрация президента) кивнёт на Госдуму и КС. Одни приняли закон, другие признали его конституционным. А власти здесь не при чём вовсе.

И ведь рано или поздно, Конституционный суд поставят в такое положение, в котором он из ревнителя и буквы и духа Основного закона превратиться в его ревизиониста. Для этого всего лишь нужно продолжать так же угодливо выполнять заказы высших властных структур государства.

Что же касается вольнодумцев из КС, то не берёмся предсказывать, но, похоже, в недалёком будущем ждёт их почётная отставка с изъявлением множества лестных слов от главы государства. Ибо государство наше, как и его армия требует единообразия. В делах, словах, и даже мыслях.

 

Источники: fontanka.ruargumenti.rurbc.ruuralweb.rumaxpark.comfontanka.ru. Картинки: svpressa.rudg50.mycdn.me.

  • Елена Головина

    Если посмотреть на новый закон с другой стороны, то представьте сколько денег экономится, если не устраивать выборы. Все равно народный мэр будет слушать приказы губернатора и Москвы, боясь рукой самостоятельно пошевелить.

    • Тогда зачем устраивать чехарду с выборами президента и госдумы? И так всё ясно. Зато какая будет экономия!

      • Максим

        Ага, всех разогнать, выборы отменить. Все должности в государстве сделать пожизненными и передаваемыми по наследству. Вроде уже когда-то такое было? Тем более, возврат к корням!