Мусорный импорт

mountains of garbageЩедра кубанская земля. Щедра и плодородна. Плодородна настолько, что, по образному выражению Антона Палыча Чехова, ежели по весне воткнуть оглоблю, по осени вырастет тарантас. Ну, тарантасы в наше время уже не актуальны, да и для того, чтобы воткнуть оглоблю, сначала нужно её найти. А что, если воткнуть в кубанскую щедрую землю что-нибудь поинтереснее и посовременнее оглобли?

Сказано – сделано. И вот одна из российских компаний обращается к главе Минприроды Сергею Донскому с просьбой разрешить ввоз мусора на Кубань. Естественно, для утилизации. Проблема только в том, что нечем этот мусор утилизовать. Нет в Краснодарском крае таких мощностей. Да и во всей России тоже нет. По словам руководителя проектов токсической программы Гринписа России Алексея Киселёва, в России негде сжигать мусор в таком объёме, тем более, в Краснодарском крае. «Я не знаю, какой мусоросжигательный завод в России может принять такой объём отходов, — заявил Киселёв. — Более того, такой объём сжечь в короткий срок нереально! С российской стороны якобы договорились, что стоимость сжигания одной тонны отходов обойдётся в четыре доллара. Это курам на смех, так как средняя цена ― 40 долларов и выше», ― говорит Киселёв.

Как говаривала Алиса, которая в Стране чудес: «Всё страньше и страньше». Откуда вдруг появится столько мусора? Ведь при извечной мусорной проблеме крупных городов, как-то до сих пор справлялись? Пусть со скрипом, пусть с ядовитым дымом от горящих свалок, пусть с массовым удушением своего населения этим дымом. Пусть с протестами тех же экологов, но как-то справлялись. Так откуда эти 5 миллионов тонн?

Это – импорт. Не все страны и не все товары попали под антисанкции. Ливан не попал. Его мусор — тоже. Именно оттуда и будут завезены эти 5 миллионов тонн. Правительство Ливана приняло судьбоносное решение. Оно согласилось выделить 50 миллионов долларов на отправку бытовых отходов для дальнейшей утилизации их в России. По словам главы Совета по строительству и развитию этой страны Набиль аль-Джизра, выделяемые средства будут освоены в течение 6 месяцев. И это только начало, поскольку всего на проект вывоза мусора из Ливана выделяется целый миллиард долларов.

Согласно намеченным планам, ливанский мусор будет складироваться и якобы проходить утилизацию на территории Краснодарского края. И вот, поскольку мощностей для утилизации этой прорвы мусора нет, просто физически нет, всё это будет утилизовано старым дедовским методом: ливанскую оглоблю просто-напросто воткнут в плодородную кубанскую землю. Что из этих саженцев вырастет, не знает никто!

Но есть в утильной истории и детективный компонент. По всем законам жанра, существует и преступный замысел, и его расследование. Нет пока только хеппиэндной развязки с наказанием порока. Попробуем пролить немного света на эту историю.

Как и в любом преступлении (не спонтанном, не бытовом, по пьяной лавочке) основу его составляют деньги. Ответственным за «мусорную» сделку является некто Игорь Каменской, который на протяжении многих лет был «правой рукой» главы группы ОНЭКСИМ Михаила Прохорова. Позже Игорь Каменской сменил своё амплуа и занялся политикой. В 2004-2008 годах он был сенатором от Красноярского края, занимал пост советника главы региона, другие политические должности. Видимо, старые связи, но уже по линии СКФО, помогли ему «решить вопрос» и с размещением ливанского мусора. Но сам Каменской осваивать ливанские деньги не станет. Для этого есть более компетентные товарищи.

В Министерство природных ресурсов и экологии РФ по вопросу согласования внешнеэкономического контракта утилизации ТБО Ливана на территории России обратилась компания ОАО «Стройтрансгаз». А её через STG Holdings Ltd контролирует Volga Group. Да-да, через офшор. Очередной офшор. А знаете, кому принадлежит Volga Group? Бизнесмену Геннадию Тимченко. Тому самому, близкому другу нашего непогрешимого. Это вам не балалайки через офшор закупать, тут всё серьёзнее.

А что же Минприроды? Как они относятся к этому девятому мусорному валу, грозящему захлестнуть Кубань? Сначала, ещё в феврале, на сайте Министерства природных ресурсов было опубликовано заявление, что разрешение от России, которое есть у правительства Ливана, якобы подделка. Позже, в конце апреля министерство заявило, что выдача разрешений на ввоз и трансграничное перемещение отходов не входит в компетенцию Минприроды России. Мол, это регулирует Базельская конвенция о трансграничной перевозке отходов, а в России административным органом конвенции является Росприроднадзор. Так что Минприроды и экологии в лучших традициях Понтия Пилата умыла руки.

Кстати, Базельская конвенция подразумевает, что перевозка отходов возможна только из менее развитой (в плане переработки) страны в более развитую, имеющую подходящие мощности. Подходит ли Россия под такое описание, судите сами: наша страна перерабатывает не более 3-5% собственных отходов. Так что российский мусор впору перевозить в Ливан. Импорт мусора из Ливана в Россию незаконен.

Да и правительство Краснодарского края с недоумением восприняло информацию о предстоящей сделке. Руководитель министерства природных ресурсов Краснодарского края Сергей Ерёмин заявил: «Ни одного документа по данному проекту, если таковой был, я не видел. … Без многочисленных согласований на разных уровнях даже говорить о таком проекте нельзя. Это полностью исключено, тем более когда речь идёт о таком большом количестве мусора».

Однако эксперты считают, что никакими регионами никогда и не ставился вопрос об извлечении прибыль из утилизации отходов зарубежных государств. Как правило, если такие решения принимаются, то на федеральном уровне, а не на местном. Ещё чего не хватало, чтобы такие деньги миновали Москву! Пусть регион, каким бы он ни был, кувыркается в своих, местных проблемах. А для решения таких сложных вопросов, как осваивание денег другого государства, найдутся более компетентные личности, особенно из равноприближённых.

 

Источники: og.runsn.fmpolitinformator.ruog.rurg.ru. Картинка: golos-kubani.ru.

  • Марыська Завирина

    Моё мнение таково, что Ливан должен был проверить есть ли у России достаточно перерабатывающих мусор заводов, чтобы завозить мусор. Так вместо етого они быстро и организовано импортировали мусор на Кубань лишывшы себя лишних хлопот и возни с мусором. Очень жаль родючую землю Кубани и здоровье проживающих в Кубани.

    • Анюта Анюта

      А Ливану не все равно, как и чем будет мусор утилизироваться? Деньги уплачены — договоренность в действии. Кстати, на мусоре такие деньги можно делать! Поставить в конце концов завод по переработке и выпускать палеты, которые потом еще и продавать в европейские страны. Если правильно к вопросу этому подойти, можно дважды на мусоре зарабатывать: принимать его за деньги, перерабатывать и продавать вторичным сырьем.