Музей иллюзий

траурное шествие_Убийство Немцова«Жди, одинокий: ещё не восстала заря
Грозная, будто клинок».
Винцас Миколайтис-Путинас.

Некоторое время назад в Москве открылся очередной музей. Мэр города обещает народу немалое количество новых музеев. Среди них – постоянная экспозиция о фамилии Романовых на территории бывшего ВДНХ, музей Востока – особенно актуально сейчас для издёрганных национальным вопросом жителей столицы, и прочие прелести высококультурной музейной жизни.

Позволю себе напомнить читателю, что о выставке 400-летия дома Романовых я уже имел удовольствие писать для РИА Fognews. Приведу довольно-таки широкую автоцитату:
«На мой взгляд, выставка скучная. Выстроенную в хронологическом порядке линию династии разбавляют своеобразным рефреном высказывания великих и известных людей о России. Здесь и Ломоносов, и Кант, и даже молодой Уинстон Черчилль.
В самом последнем, 21-ом зале, в компании Фёдора Достоевского, Василия Розанова, Николая Бердяева, Ивана Ильина совершенно неожиданно натыкаешься на цитаты патриарха Кирилла (в миру Владимира Гундяева) и президента Путина. Я оторопело смотрел на довольные лица современников, волею организаторов затесавшихся в, пусть и спорную, но экспозицию, самым молодым героям которой уже под сто пятьдесят лет, и пытался объяснить себе такую метаморфозу… президент наш претендует на причастность к столь значимому в истории России имени – Романовы, и тогда совершенно объяснимо трепетание его перед грядущим 2017-ым годом – любые поползновения оппозиции должны быть в корне пресечены, дабы избежать повторения октябрьского сценария столетней давности и последующего тайного расстрела в подвале екатеринбургского дома Ипатьева – только вряд ли эта смерть будет считаться мученической.
Остаётся ждать срочной новости, подобной взрыву бомбы над Хиросимой, об абсолютно доказанной методами радиоуглеродного и иных анализов, родственной связи Владимира Владимировича Романова и его предков, ведущих свою историю от Андрея Ивановича Кобылы и Михаила Фёдоровича – первого Романова на российском троне».

Новый московский музей весьма символичен – Музей Иллюзий. Оптическая иллюзия становится возможной из-за тонкостей зрительного восприятия, точнее, из-за ошибок в нем. В итоге смотрящий неверно оценивает расстояние, величину, углы, цвета. На некоторых совершенно неподвижных картинках объекты начинают двигаться, плоские картинки внезапно становятся трёхмерными, происходят прочие удивительные метаморфозы.

Музей чрезвычайно полезный и актуальный. Представьте, что вы смотрите на воровство и коррупцию, разъедающие страну, а видите радение чиновников о благе народа. Очень удобная иллюзия. Или, например, по дороге движется колонна военной техники, куда – сейчас речь не об этом, а в ваших глазах это длиннющая вереница безобидных автобусов, вывозящих детишек в пионерский… Ой, о чём это я? – конечно же, в оздоровительный лагерь «Единоросёнок» с непременной военно-патриотическо-спортивной игрой в зомбированных наших и не имеющих никакого права на существование ненаших, плавно переходящей в уже совсем неигру…

И чем дальше вы продолжаете наблюдение, тем всё невернее вы оцениваете расстояние до цели, величину её, углы, рост первого лица, размер его ботинок и разрез его глаз…

Фотография врага в газете вдруг становится трёхмерной, оживает, платье идущей рядом с вами женщины принимает жовто-блакитную окраску, вы начинаете чувствовать, осязать в руках нарисованное ружьё и стреляете, стреляете, стреляете… И враги становятся по-настоящему убитыми, вокруг кровь – быстро стынущая и густеющая на грязной сырой земле – не томатная паста, и… Победа! Прекрасный музей!

Музей Иллюзий – один из тех музеев, экспозиция которых постоянно пополняется, обновляется. Из последних экспонатов – иллюзия малочисленности пришедших на Большой Москворецкий мост – место убийства Бориса Немцова. Видишь на фотографии гигантскую плотно сомкнутую массу людей на мосту и на всей Москворецкой набережной – и начинаешь верить сводке полицейских о всего лишь двадцати тысячах участников.

У маленькой пчёлки аж пять глаз. Три – очень простые, для различения степени интенсивности света. Два же – сложные, фасеточные – состоят из огромного количества шестигранных ячеек. У трутня этих фасеток более девяти тысяч в каждом глазу, и картина мира складывается из отдельных частей, которые и воспринимают фасетки. Выключить несколько штук – и трутень уже не сможет правильно оценить окружающую его действительность.

Музей Иллюзий – не что иное, как выключение, дробление, перепрограммирование, наделение иным смыслом знакомых, казалось бы, понятий и явлений в нашей жизни. Вокруг всё плохо – а нам твердят, что всё хорошо, и 85 % людей верят в эту иллюзию.

То, что Музей Иллюзий находится в Москве – тоже иллюзия. Нет, вся Россия – один огромный, гигантский зал этого музея. И я приглашаю читателей Fognews собирать новые и новые экспонаты для Всероссийского Музея Иллюзий. А их много, этих удивительных метаморфоз российского общества и российской жизни, я не сомневаюсь – и в Петербурге, и во Владивостоке, и в деревне Лопата. Есть такая деревня, поверьте.

Вот только вряд ли грозная, будто клинок, заря окажется иллюзией…

Источники: mskagency.rumetronews.rumoscowalk.ruidemgulyat.ru. Картинка: meduza.io.

  • Таня Антонюк

    Это очень хорошо! Новые музеи позволят нашему будущему поколению почитать старые традиции и не забывать людей, которые внесли существенный вклад в развитие будущего страны.