Мэр Риги: А кота на лояльность проверяли?

Putin RigaУ латвийских политиков националистического толка — период очередного обострения. Нынешний весенний приступ был вполне прогнозируем, ведь он вызван празднованием 70-летия Победы. В русскоязычной Риге очень любят этот праздник – последнее, что ещё достаточно крепко связывает народы нашей, когда-то единой Родины. Каждый год 9 мая на демонстрации выходят десятки, а то и сотни тысяч людей. У большинства местных политиков подобное поведение «несознательных» граждан и особенно неграждан* вызывает натуральный зубовный скрежет. В этом году реакция местного истеблишмента превзошла все ожидания. Волна негодования и истерик в латвийских СМИ продолжается уже больше десяти дней.

А началось всё с выступления мэра Риги Нила Ушакова. Городской голова поздравил всех собравшихся у памятника Освободителям со святым для них праздником, и сказал, что это — самая главная торжественная дата для русскоязычных рижан. По словам Ушакова, каждый год День Победы на улицах города отмечают примерно 150–200 тысяч человек, то есть, каждый четвёртый житель столицы. Уже сами эти слова для политиков из латвийских правящих партий – как красная тряпка для быка. Понять их можно, ведь они ощущают себя наследниками не солдат Победы, а тех, кого разгромила Красная Армия. А тут ещё маслица в огонь подбавил тот факт, что Ушаков обращался к собравшимся исключительно на русском, не дублируя свою речь на государственный язык.

Реакция последовала незамедлительно. Своё веское слово сказал заместитель директора Центра государственного языка Агрис Тимушка. Госчиновник заявил, что нужно проверить, в каком качестве выступал Ушаков перед собравшимися – как простое частное лицо или как мэр. Мол, если в качестве мэра, то это совершенно недопустимо. Стоит пояснить, что это вообще за Центр госязыка (ЦГЯ) такой. Это учреждение существуют на деньги налогоплательщиков, и выполняет весьма специфические функции. Например, в 2013 году сотрудниками центра были вынесены взыскания в виде денежных штрафов более чем 1000 человек разных профессий – за плохое, по их мнению, владение латышским языком. А в январе текущего года ЦГЯ распространил требование к сотрудникам предприятий всех форм собственности говорить в присутствии посетителей или других граждан исключительно на латышском языке. Это означает, что, к примеру, русскоязычные официант и бармен должны говорить между собой в присутствии русских посетителей только на латышском!

Так что предупреждение подобной карательной по факту организации вряд ли можно считать просто сотрясанием воздуха. Однако Нил Ушаков отреагировал на угрозы со свойственным ему юмором. Он написал в своём Фейсбуке, что нужно обязательно проверить на лояльность одного из двух думских котов, Кузю. По словам Ушакова, у него с коллегами сложилось впечатление, что Кузя явно общается с посетителями не на латышском. Впрочем, озабоченные латвийские националисты юмора не поняли. А может быть, как раз наоборот – поняли и очень хорошо. Ответ Ушакова вызвал очередную волну «батхерта» в латышском сегменте Интернет и спровоцировал резкие высказывания политиков правого толка.

Впрочем, главную роль во всей этой вакханалии сыграло само празднование Дня Победы, в котором только в Риге приняло участие по оценкам до 220 тысяч человек. Министр культуры Даце Мелбарде возмущённо отметила, что к памятнику Освободителям пришло очень много молодёжи и школьников. Официальная пропаганда уверяла, что отмечают День Победы только старики, пенсионеры и прочие «совки». А тут — такое несоответствие рассказов пропагандистов с реальностью. Тут же появился новый законопроект с поправками в Закон об образовании. Предусмотрено введение понятия лояльности государственной политике. Что это значит, пока не объясняют. Но очевидно, что ничего хорошего от латышских националистов ждать не приходится.

Депутат парламента Имантс Парадниекс пояснил, как лично он понимает подобную лояльность. По его словам, если бы учителя уделяли должное внимание пропаганде среди школьников, то те не стали бы приходить к Памятнику Освободителям с прикреплёнными к одежде георгиевскими лентами. Особенно забавно тут выглядит сама формулировка. Националист считает, что учителя должны «создавать в умах учеников действительно картину о том, какова была историческая ситуация». То есть, переводя на русский язык, учителя должны вкладывать в сознание детей вместо реальной картины насквозь лживую, вымышленную латвийскими (и заокеанскими) пропагандистами. Показательна тут и фраза «так называемый памятник Победы». А что же это, если не Памятник? Или дело в том, что «так называемой» является сама Победа? Оно и верно, ведь для духовных наследников эсэсовцев 9 мая – день поражения, а не победы.

С законодательной инициативой о запрете ношения георгиевских ленточек выступил уже другой депутат Сейма, Вейко Сполитис. Этот истинно европейский политик отметился в своё время вождением автомобиля в пьяном виде, за что даже был исключён из фракции правящей латвийской партии «Единство». Пока предлагается ввести за ношение ленточки штраф в размере 350 евро. Можно сказать, что это ещё гуманно, ведь окончательно слетевшие с катушек коллеги Сполитиса из Украины внесли законопроект, предусматривающий за георгиевскую или гвардейскую символику наказание вплоть до тюремного заключения!

И ведь нельзя сказать, что с подобными истерическими заявлениями и законодательными инициативами выступают какие-то маргиналы. Нет, мы видим министра культуры, бывшего члена правящей партии, заместителя государственного центра языка. Отметился и председатель юридической комиссии Сейма Гайдис Берзиньш, который хотя и предложил пока отложить законопроект Сполитиса, но только на время. Мол, сначала нужно внести ряд поправок в другие законы, включая Административный Кодекс.

Апофеозом русофобской истерики стало распятие в центре Риги чучела, изображающего Путина, в которое каждый желающий может подойти и забить гвоздь. И желающие находятся. Такое вот «расчеловечивание», внесение в общественное сознание образа явного и безусловного врага. На примере Украины мы уже видим, к чему приводят подобные «перформансы». Хочется верить, что в Латвии до такого всё-таки не дойдёт. Верить хочется, но пока…

* Неграждане (nepilsoņi — по-латышски; alien, чужие – по-английски) – официальный статус не имеющих латвийского гражданства жителей Латвии (преимущественно русского происхождения), проживающих в республике с момента независимости или там родившихся.

Источники: vesti-ukr.com, gazeta.ru, rus.delfi.lv, 365info.kz, rubaltic.ru, glavred.info, ru.wikipedia.org. Изображение: g2.delphi.lv.

  • Morano M

    Пример Украины доходчиво демонстрирует к чему приводит отказ от своей истории и попытка власти навязать народу ложные ценности. Горят чушь с высоких трибун и не стесняются даже ветеранов.

Другие материалы рубрики: