На абордаж!

AbordageНа выходе барка «Крузенштерн» из гавани Эйстюрхебн порта Рейкьявик 11 июня «произошел навал бушпритом на ошвартованные у причала корабли береговой охраны Исландии «Тор» и «Тюр». В результате барк получил повреждение бушприта, у «Тора» повреждена сигнальная мачта, у «Тюра»— незначительное повреждение в районе надстройки.

Над седой равниной моря гордо реет «Крузенштерн», чёрной молнии подобный. Пожалуй, такие слова могли бы послужить весёлым эпилогом для истории, которая приключилась с учебным четырёхмачтовым барком в очередном рейде. Который, кстати, посвящён 70-летию Победы и проходит в данное время по маршруту Северных конвоев.

На эту историю можно было бы совершенно не обратить внимания, если бы не реакция, последовавшая на происшествие как со стороны официальных уполномоченных, так и неофициальных истерически настроенных лиц. Вызвало лавину эмоций совершенно законные требования исландской стороны про материальную компенсацию за причинённый ущерб. Но поскольку общественная истерия и, возможно, в чём-то обоснованные подозрения в предвзятости со стороны европейского сообщества буквально бурлят в нашей стране, то это событие приобрело довольно любопытную полемическую окраску.

Вначале «мазу» потянула профсоюзная региональная организация моряков Дальнего Востока, членом которой является капитан «Крузенштерна» Михаил Новиков. Которая заявила, о том, что во время происшествия на борту находился лоцман с исландской стороны, а буксировку осуществляли опять же хозяева порта. Профессионализм заявивших при этом вызывает, как минимум, сомнение, поскольку по общеизвестному морскому праву именно капитан отдаёт обязательные для выполнения приказы, а лоцман имеет право лишь советовать, но не принимать решения.

15 июня к «разбору» происшествия подключилась пресс-служба Балтийской госакадемии рыбопромыслового флота, к которой приписано судно. Она, в свою очередь, не оспаривая законность требований исландской стороны, заявила, о чрезмерности предъявленной суммы (порядка 700-750 тысяч долларов) компенсации. А также объявило о том, что по прибытию в конечную точку рейса, Мурманск, независимые эксперты проведут расследование и дадут свою оценку. Именно такая реакция носит, скорее, прагматический характер, поскольку страховая сумма не может покрыть подобные расходы. Но пикантность ситуации состоит в том, что для выхода из Рейкьявика и продолжения маршрута уже были даны гарантии на выполнение обязательств по компенсации и оспорить их будет делом довольно сложным.

В целом, история про морское приключение, видимо будет развиваться и дальше, поскольку на фоне все растущего напряжения отношений с европейскими соседями, даже банальный случай с оборванным тросом может получить не правовую и экономическую, а политическую окраску. Чем, в свою очередь, могут воспользоваться энтузиасты поисков «русофобии» даже там, где её не существует.

Опять же, давайте ещё и с Исландией поссоримся. Не лучше ли будет, как говаривал месье Паганель, научиться мириться с обстоятельствами: хороши они — тем лучше; плохи — надо не обращать на это внимания.

Источники: ria.rutass.ru. Картинка: petroart.ru.

  • serge

    В любом случае кто-то прав, кто-то виноват. Море большое и разминуться можно было, но случилось так, как случилось. Кто-то должен будет возместить ущерб.