На ком горит панама?
Буквально неделю назад о панамском регистраторе офшорных компаний Mossack Fonseca & Co не знал практически никто. А между тем некий хакер Джон Доу счёл нужным поделиться секретными данными Mossack Fonseca & Co с журналистами из немецкой газеты Süddeutsche Zeitung. Он любезно и совершенно безвозмездно скинул журналистам архив, содержащий более 11 миллионов файлов, весом 2,6 терабайта. Так, на всякий случай, авось пригодится.
Последствия публикации «панамских документов» проявились без задержки. Буквально через несколько дней мировые СМИ одновременно опубликовали сотни статей, ставших причиной всеобщей паники властелинов мира сего. Информация имела огромный резонанс, политики на всех континентах вмиг стали участниками конкурсов актёрского мастерства и оправдательных скороговорок. В Великобритании премьер-министр из-за участия в офшорном скандале и вовсе наспех набивает чемоданы пакетиками чая и готовится покинуть свой пост. Что же стало причиной переполоха? Увы, не измены богачей своим жёнам, сотни известных лиц были уличены в уклонении от налогов.
Документы с 1977 года по конец 2015 рассказывают нам о финансовых махинациях 14 153 различных клиентов. Утечка данных затронула 202 страны, среди патологических любителей офшоров — 29 участников списка Форбс, 128 политиков и 12 лидеров стран. Напомним, что офшорные зоны, которым чужды слова «налогообложение прибыли» и «налоги на прирост капитала» десятки лет помогали влиятельным людям уходить от налогов и строить мошеннические схемы. Но недавно в этой стене секретности появились первые трещины.
Среди участников скандала — шоколадный король Украины Пётр Порошенко. Конфетный магнат обвиняется в создании компании Called Prime Asset Partners Ltd. в то время, когда он уже занимал президентское кресло. Новая компания была нужна для вывода прибыли Roshen из Украины в дни обострения конфликта с Россией.
Ну, по крайней мере, притворство и двуличие Порошенко не знакомы. Пока по телевизору президент днём объявлял о страшных потерях украинских войск на Донбассе летом 2014 года, вечером сквозь слезы и неутолимую боль он ставил подписи на документах и занимался регистрацией новой компании. Трагически заявив 1 сентября 2014 года о том, что восточные соседи совершили страшную агрессию по отношению к Украине, в тот же день президент, мысленно подбадривая воинов АТО, предоставил Mossack Fonseca & Co данные о своей киевской прописке. Предоставил, страдая душой и телом. Президент, наверное, куда охотней согласился бы отправиться в АТО, чем оформлять свой офшор, но выхода не было. Не выбрасывать же всё нажитое непосильным трудом. Вот какое нелёгкое это дело — миллионы от налогов спасать, а их у него — более чем в 800 млн долларов
Забавно, что вывод средств в офшорные зоны посредством подставных компаний стал известен в дни борьбы правительства с «налоговыми гаванями», из-за которых бюджет и без того бедной Украины ежегодно недосчитывается 11,5 млрд.
Владимир Путин, к радости миллионов поклонников, оказался умнее украинского коллеги. Его имя напрямую не связано ни с одной офшорной компанией. Обогащался друг его детства — Сергей Ролдугин. Будучи известнейшим виолончелистом своего времени (кстати, кто-нибудь хоть что-нибудь о нем слыхал?), Сергей является владельцем офшорной компании Sonnette Overseas. Оборот компании «небизнесмена» равен 2 млрд долларов. Вдохновлённый музой, Ролдугин оперировал акциями «Газпрома» и «Роснефти», а на выходных получал приятные пожертвования от влиятельных российских бизнесменов.
Тем не менее, отговорки обоих президентов достойны уважения. Финансовые советники Порошенко сообщают — офшорная компания была необходима, чтобы выгоднее продать корпорацию Рошен. Владимир Путин на офшорный вопрос ещё раз напомнил о тяжёлом положении России в 90-ые, потом вспомнил успехи в Сирии, рассказал о реанимации экономики. Лишь позже, когда журналисты почти уснули, а корреспондент забыл о поставленном президенту вопросе, Путин наконец добавил, что его друг — творческая личность и никаких миллионов у него быть не может. А вся история — проделка паразитов из США. Действительно, к чему заводить разговор о миллионах с другом миллиардера?
Шум вокруг панамских документов, без спора, уляжется не скоро. Но повлияет ли скандал на действия людей, столь заинтересованных в собственном финансовом благополучии? Впрочем, что-то подсказывает, что нет, не повлияет. Разве что на отдельных, с проснувшейся совестью. Но эта черта характера политикам, как и самой политике, не очень-то свойственна.
Источники: obozrevatel.com, occrp.org, forbes.net.ua, lenta.ru. Картинки: lenta.ru, voxukraine.org, vremya.eu.