Нам разум дал стальные руки-крылья… но как клепать, увы, не объяснил.

2_1_planeИюль начался новостью о крушении военного самолёта в Краснодарском крае. Новость неприятная, но не трагичная. Никто не пострадал, разве что сам МИГ-29 разлетелся «в хлам». На этом можно было бы и закончить. Самолёты падали и раньше. Да вот беда, в последнее время проблемы с российскими самолётами случаются с пугающей регулярностью. Что-то притягивает их к матушке-земле. Они падают или полностью или по частям.

Например, «Московский комсомолец», сообщая о падении военного истребителя, озаглавил текст следующим образом «Крушение МиГ-29: авиация ВВС РФ потеряла четвёртый самолёт за месяц». И таки да, за июнь упали два МИГа, один Су-27 и один Ту-95. Заметьте, безо всяких боевых действий. Самолёты просто «упали».

Но это — старые борты. Может быть есть другой пример? Ведь по телевизору рассказывают о России как великой авиационной державе. Хвалят созданный «на пустом месте» самолёт Sukhoi Superjet 100. Говорят, по характеристикам он превосходит ряд моделей Airbus и Boeing аналогичного класса.

Иду искать информацию об этом самолёте. В надежде успокоиться и убедится, что есть ещё порох в пороховницах. Читаю и впечатляюсь. Самолёт действительно хорош. Да и падает на землю он не так уж и часто. Хотя — нет, не совсем так. Он полностью на землю не падает. Он любит на земле оставлять части себя самого. Бывает, что ещё при взлёте.

19 июня украинское бюро по расследованиям инцидентов с гражданскими судами опубликовало результаты исследования аварии с флагманом российского авиастроения. Напомню, что 4 мая самолёт с бортовым номером RA-89023 прилетел в Киев из Москвы без части двигателя. Её нашли в Шереметьево. Ну, отвалилась. Причина — дефект сварного шва. Годом ранее этот же борт прилетел в Одессу без части обшивки. А самолёту всего-то 2 года.

Ну, да ладно, может быть именно этот самолёт такой несчастливый. Авиаторы верят в приметы. Как поётся в известной песне: «Говорят, не повезёт если чёрный кот дорогу перейдёт». Правда, здесь кота скорее всего и не было. Просто судьба такая. Но читаю дальше и убеждаюсь, что дело не в невезении одного самолёта.

Прекрасные самолёты. Но вот беда, ломаются «по мелочи». Сбрасывают лишнее. И довольно регулярно. 13 июня рейс SU2344 вернулся в Шереметьево «по техническим причинам». Тоже потеряли часть обшивки. Или, если быть точным, «обтекатель пилона двигателя». Причём проблему заметили… пассажиры. Представьте себе картинку: летишь в Германию, смотришь в иллюминатор, и тут самолёт начинает терять детали обшивки.

Сайт Fontanka.ru приводит перехват диалога диспетчера и пилота: «Информация оттуда, что пассажиры завозмущались. Я пошел сам и посмотрел. От пилона, это пилон левого двигателя, где закрепляется он к крылу, внутренняя часть, панель отлетела. Народ сидит и смотрит на него, и возмущается». Но ничего не может смутить русского человека. Самолёт разваливается, а пилот заявляет «Если вы разрешите – мы полетим. Двигатели работают, всё хорошо».

Может быть, пилот просто уже привык к особенностям данного лайнера? Ведь если оглянуться назад, то по состоянию на февраль 2014 года с данным типом самолёта случилось 14 серьёзных инцидентов. Это то, что не побоялось открыто дать РИА «Новости». Но это — пресса. А о скольких случаях умолчали? О том, что ситуация серьёзней, говорит простой факт. В том же 2014 году Реставрация заинтересовалась — почему же так часто ломается Суперетт? И представитель этого ведомства даёт совсем другую статистику — 15 поломок за один только 2013 год. И это при том, что эксплуатация Sukhoi Superjet 100 началась в 2011. То есть самолёты новые, совсем новые….

Дальше отреагировали уже перевозчики. Российские, Вначале Аэрофлот отказался от эксплуатации «Сухого» в дальневосточном направлении. Официально — плохие аэродромы в регионе. Вот только странно, покупать канадские Bombardier для таких площадок можно — для них полосы хорошие. Возможно дело в другом — мало аэродромов? Это в центральной части страны: потерял двигатель — сел в соседнем городе. А в Сибири, если уж отвалилась обшивка, то в тайге её уже не найдёшь. Искать опасно. Но это допущения.

Равно как и другое допущение – причины ещё одного разрыва контракта. В 2015 уже компания «Трансаэро» тоже отказалась покупать Суперджет. Почему — не рассказала.

Решил посмотреть на самолёт внимательней. И тут первый шок. Оказывается, «российская разработка» не такая уж и российская. Достаточно посмотреть вездесущую Википедию. Нет, не русскую — в ней то, что мило глазу россиянина написано. Возьмите, например, англоязычную, там даже раздел специальный есть — производственная кооперация.

И вот что странно: консультант проекта — Боинг, двигатели — французские. То есть великая авиационная держава не смогла для своего флагмана гражданских линий создать отечественную силовую установку. Для первых бортов везли из пригородов Парижа. Далее освоили «отвёрточную сборку» дома. Да вот беда — пришли санкции. А с ними ограничения на передачу технологий….

Да и не в одних двигателях дело. Есть проблема посерьёзней. Присмотревшись к статистике аварий, понимаешь, что дело в человеческом факторе. То есть в банальном качестве сборки. Русский расчёт «на авось» это, или просто неумение – неизвестно. Но выпадение заклёпок, разрыв сварного шва — дело рук не тёмных сил. А, извините, кривых рук обычного работника. И в этом, возможно, главная причина.

Если оглянуться, то вокруг множество менеджеров, юристов, экономистов, консультантов и так далее. То есть тех, кто готов долго и красочно разглагольствовать о мощи страны. А вот тех, кто правильно деталь приварит, втулку выточит или обшивку приклепает, как-то почти не осталось. И получается, разработками гордимся, а танки глохнут на репетиции парада, самолёты рассыпаются, а после запуска спутника (особенно, если к 9 мая) весь мир гадает — «на кого бог пошлёт».

Вот так и получается. Хвалить себя умеем. Проявлять патриотизм, украшать всё символами — ленточками, медалями. Только что украшаем? В честь победы над Германией наряжаем германские да японские авто. О противостоянии Америке пишем в сети с американского айфона. Да даже взять передвижения по воздуху. Лететь далеко — только не на наших бортах. Это, кстати, давно поняли и авиакомпании.

Хотя, с другой стороны, российские самолёты, может быть, и вправду лучше, по крайней мере, от них впечатлений больше. Ведь хороший перелёт — тот, который запомнился надолго. А наблюдение за отрывом обшивки добавляет адреналина. И даёт понимание, почему (только в России) после посадки пассажиры аплодируют пилоту. Кто не летал российскими бортами — не поймёт!

 

Источники: newsru.comnbaai.gov.uanewsru.comfontanka.rucensor.net.uanewsru.comria.ruen.wikipedia.orgmk.runewsru.com.

Картинка: tvzvezda.ru

Другие материалы рубрики: