О цифрах и профессионализме

NoodlesРазвитие российского агропрома обсуждалось 8 января на встрече Дмитрия Медведева с главой Минсельхоза Николаем Фёдоровым. По словам премьера, в 2015-м году сельскому хозяйству будет выделено почти 188 миллиардов рублей, значительная часть которых должна пойти на внедрение новых импортозамещающих технологий.

В свою очередь, Федоров доложил об успехах в области обеспечения населения сельхозпродукцией, в частности — об импортозамещении. Так прямо и сказал, мол, успехи есть, работаем, стараемся изо всех сил! А если дословно — «В результате мер, которые Россия была вынуждена принять в августе прошлого года, у нас выпадало 848 тыс. тонн импортного мяса из стран, которые попали под эмбарго (в расчёте на год). Мы за прошлый год выдали дополнительно прироста более 350 тыс. тонн мяса, это прежде всего свинина (более 6%) и мясо птицы (тоже порядка 6%). И это означает, что мы процентов на 60, если даже не 70 импортозамещение обеспечили за счёт прироста отечественного производства».

Услышав это в программе новостей, не поверил собственным ушам. Позже на сайте правительства нашел стенограмму. Да, так и есть, «… мы процентов на 60, если даже не 70 импортозамещение обеспечили за счёт прироста отечественного производства». А давайте-ка посчитаем. 350/848=41%. Да ну, не может быть! Считаем еще раз. 350/848=41%. Как так? Может быть, человек просто ошибся, он ведь юрист, а не математик? Позже пришло понимание – министр даже не удосужился предварительно проверить то, что написал ему коллектив референтов, консультантов, в общем, тех, кто подготовил такую интересную цифирь. И, естественно, как-то сам собой возник вопрос о профессионализме нашего министра сельского хозяйства.

Читаем биографию. Юрист по образованию, места работы последовательно: преподаватель «Советского права», народный депутат СССР, Министр юстиции РФ, председатель коллегии московских адвокатов, член Совета Безопасности РФ, депутат Госдумы, Президент Чувашии, член Совета Федерации, представитель РФ в Парламентской Ассамблее Совета Европы, Министр сельского хозяйства РФ. Кроме последней должности, найдите хотя бы слово, связанное с сельским хозяйством. А? Э!

В «раньшее время», как говорят дети, достаточно было попасть в так называемую «номенклатуру», и все, по гроб жизни ты обеспечен должностью в соответствии с уровнем номенклатуры: районной, городской, областной, республиканской или союзной. На низшем уровне – районном человек мог руководить сегодня баней, завтра – домом культуры, послезавтра – профсоюзами, послепослезавтра —  ЗАГСом. Но никогда – колхозом или совхозом без соответствующего образования и опыта! Парторгом или профоргом – пожалуйста, председателем или директором – нет! То есть, даже при попадании в обойму вечных руководителей, руководство сельским хозяйством было уделом профессионалов. Уровень компетентности — совсем отдельная тема. Но профессионалом нужно было быть обязательно.

Конечно, министр – не председатель колхоза, министр  — больше политик, чем практик. Но хотя бы считать-то он должен уметь? Или не обязательно? Для этого референты существуют? В таком случае, почему у министра такие референты, не умеющие вычислить проценты от числа?

А давайте-ка ознакомимся с профессионализмом еще кого-нибудь из управленцев, руководителей весьма специфичных производств. Ну, например, нефте- и газодобывающих компаний.

Игорь Иванович Сечин. Преподаватель португальского и французского языков, некоторое время работал в иностранном отделе Ленинградского университета, потом мэрия Санкт-Петербурга, Управление делами Президента России, Администрация Президента России. Немного позже – зам. Председателя правительства. Ныне – президент кампании «Роснефть», на 50% государственной. «Роснефть» просит у государства из средств Фонда национального благосостояния (ФНБ) почти 2,4 трлн руб., якобы на инвестиционные проекты. При этом внешние долги (в рублевом исчислении) составляют немногим менее 2,5 трлн рублей. Не находите, довольно странное совпадение. 

Другой президент, другой нефтяной компании — «Лукойл», Вагит Юсуфович Алекперов. Прошел путь от оператора по добыче нефти и газа до 1-го заместителя министра нефтегазовой промышленности СССР. Сам качал нефть, своими, так сказать, руками. Компания «Лукойл» – частная, акции принадлежат акционерам – частным лицам. Долги компании составляют $ 9,3 млрд, но у государства она не просит ничего. Кредиты берутся под залог собственных активов компании.

Это всего лишь один пример сравнения профессионализма руководителей сходных по деятельности компаний. Но уже из этого примера прослеживается тенденция, что там, где основная часть акций принадлежит государству, назначение руководства происходит не по деловым и профессиональным качествам, а, в основном по дружбе, кумовству, хорошему знакомству. По блату, в общем. Но уж личная преданность руководству страны обязательна. 

Но это еще полбеды. «Беда, коль сапоги начнет тачать пирожник, а пироги печи сапожник». Имеется в виду ситуация, когда такие горе-профессионалы начинают реформировать свою отрасль. Ох, РАО ЕЭС, РАО ЕЭС. Почти 7 лет прошло после твоей кончины, а отголоски до сих пор не утихнут. То здесь подстанция хлопнет, то там что-то взорвется, а то и плотину прорвет. Вроде бы чисто технические аварии. Но начало им положено в середине 90-х, когда в руководство компании прорвалась весьма специфичная группа управленцев. Вы будете смеяться, но в совете директоров РАО ЕЭС  и правлении компании не было ни одного (!) энергетика. Юристы, экономисты и менеджеры во главе с величайшим приватизатором всех времен и народов. Дальше продолжать? Думаю, и так все ясно. «Каков поп, таков и приход».

Наверное, Вы уже поняли, к чему я клоню. Очередная реформа сельского хозяйства назревает, а министр с референтами элементарной математике не обучены. А может быть, все Федоров посчитал правильно, но так хотелось блеснуть перед премьер-министром успехами отрасли, что просто чуть-чуть циферки где-то подправил, где-то подчистил, для большей-то благозвучности? Ну, или, грубо говоря, просто навесил на уши премьера лапшу?

Но и премьер-то наш, то ли внимания не обратил на режущее слух несоответствие, то ли тоже не особо в цифири разбирается. Но кивал благосклонно. В общем, лапши на ушах так и не почувствовал. Он ведь тоже юрист, а не математик. 

Источники: premier.gov.ru, 1tv.ru, ria.ru, top.rbc.ru. Картинка: f5.ru