Откуда и куда плывет «Левиафан»?

Leviafan (1)Фильм российского режиссера Андрея Звягинцева «Левиафан» номинирован на «Оскар» в категории «Лучший фильм на иностранном языке». Объявление номинантов в прямом эфире транслировалось на сайте Американской академии кинематографических искусств и наук.

Еще не выйдя в широкий прокат, фильм уже вызвал бурю эмоций. Причем от самых негативных до самых позитивных, особенно на волне успеха в Западной Европе и США. После присуждения награды «За лучший сценарий» 67-го Каннского международного кинофестиваля, Гран-при 58-го Лондонского кинофестиваля, Гран-при фестиваля в Мюнхене, главного приза кинофестиваля в сербском Паличе и премии «Золотой глобус», фильм уже закуплен более чем в 50 странах. Это и есть истинная точка назначения «Левиафана». Немного позже попытаемся определить, откуда же он плывет.

«Левиафан» не оставил равнодушным и наше государство. «В чем я не вижу смысла — это снимать на деньги Министерства культуры киноленты, которые оплевывают выбранную власть, даже не критикуют. Это про тех, кто снимает кино по принципу «Рашка-говняшка». Зачем? Какой-то государственный мазохизм», — рассуждал министр культуры Мединский на встрече со своими читателями еще в декабре. Правда, после массового возмущения выражениями, вырвавшимися из уст министра (!) культуры (!), тон официальных заявлений несколько смягчился.

Однако, писать о высказываемых мнениях можно бесконечно. Давайте-ка подберемся поближе к самому фильму, к его содержанию. Несмотря на несколько скандалов правообладателя с ресурсами, разместившими «Левиафан», найти его можно без особого труда. Хотите – смотрите онлайн, хотите — скачайте.

Скажу честно, впечатления сильные, не скажу – приятные. Возникает ощущение полной безнадежности и безысходности. Однако не буду навязывать своего мнения. Поделюсь лишь некоторыми вопросами, возникшими и до и после просмотра. Ну, и попробую, все-таки, определить отправную точку плавания этого чудища*.

Механик Николай живет  в небольшом городке на берегу моря. У него есть сын и жена. К сожалению, горячо любимая женщина приходится мальчику мачехой, и потому любви между ней и наследником нет. Ссоры часты в доме Николая, однако настоящая беда приходит извне: государство хочет отнять у механика его дом, приспособив его под свои нужды. Естественно, все это происходит под аккомпанемент густо замешанного мата, звучащего на фоне звука льющейся водки.

Самое интересное то, что сюжет, кроме финала, режиссёр взял действительно из безнадёжной жизни глубинки. Действительно был такой автомеханик в маленьком городке, на которого наехала, правда, не государственная, а корпоративная машина. Автомеханик проиграл все суды и в отчаянии из бульдозера соорудил себе броневик, на котором разнёс половину зданий коррумпированных официальных органов власти. А потом застрелился. Один нюанс — глубинка была американская, индивидуала-бунтаря звали Марвин Джон Химейер.

Сам режиссер, в интервью, размещенном на его официальном сайте сказал следующее: «Когда мне в 2008 году впервые рассказали эту историю, меня поразил сам факт, что такая коллизия могла сложиться в Соединенных Штатах. Бунт против несправедливости властей, состояние бесправия, в котором почувствовал себя ее герой, – как это оказалось возможным в США, правовом государстве, где любой может доказать свою правоту, отстояв справедливое решение в суде? Значит, не все так благополучно «в датском королевстве»? Это натолкнуло меня на мысль, что устройство государства везде примерно одинаково, и бесправие в той или иной мере существует повсюду».

И вот в связи с этим – уже вопрос. Теперь режиссер будет переносить все то, что его поразило, возмутило или обескуражило на родную, российскую почву? В этом случае, могу предложить ему несколько сюжетов на выбор.

  1. Подлые и коварные русские  за бесценок, в порядке обмена на стеклянные бусы, скупают земли доверчивых чукчей и камчадалов, при этом снабжая их одеялами, зараженными оспой.
  2. Подлые и коварные русские за бесценок, в порядке обмена на стеклянные бусы, скупают у доверчивых африканских вождей и царьков рабов, которых вывозят в Россию и беспощадно заставляют работать на льняных плантациях. Одеяла, зараженные оспой, тоже не забыты.
  3. Подлые и коварные русские, презрев все человеческие и божьи законы вторгаются, последовательно в Гренаду, Гаити, Гондурас, Панаму, Вирджинские острова, Ирак, еще раз в Ирак. Можно, конечно, расписать все это поэпизодно, но так как эти вторжения произошли только за последние 20 лет, то описывать все преступления подлых и коварных русских с момента образования Московского великого княжества нет ни времени, ни места, ни желания.
  4. Подлые и коварные русские, презрев все человеческие и божьи законы, бомбят многострадальную Югославию, да так, что плачущий от сострадания госсекретарь США вынужден прервать свой полет в Москву и вернуться на родину.
  5. … и т.д.
  6. … и т.п.

Поверьте, фильмы с такими сюжетами гарантированно будут иметь бешеный успех у западных кинокритиков. Оскары, Пальмовые ветви и Гран-при фильмам будут обеспечены. Каждому. А уж кассовость их… Дух захватывает! В каждой шутке есть доля шутки. Какое-то шестое чувство подсказывает, что в дальнейшем господин Звягинцев будет снимать свои фильмы уже в Голливуде. Очень уж он им потрафил. Вот оттуда и выплыл «Левиафан». Круг замкнулся.

А фильм Звягинцева, эта американская история коррупционного беспредела (с ампутированным для пущей безнадёжности бульдозерным бунтом) будет продаваться в США как портрет такой коррумпированной и криминализованной России. В Каннах, Лондоне и Мюнхене уже успешно продалась.

*Левиафан — морское чудовище, упоминаемое в Ветхом Завете.

Источники: interfax.ru, gazeta.ru, az-film.com, vokrug.tv. Картинка: strah-site.narod.ru